ОТКЛЮЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
МЕНЮ

СПИЦНАZ В ДЕЙСТВИИ

Теория малых дел… Пожалуй, героиню сегодняшнего интервью В.Г. Куликову можно считать её последовательницей. Но таких ли малых? Капля добра, частичка,  крошка, чуточка, но ради ближнего, за други своя - кто измеряет эти величины? Вспоминая о евангельской «лепте вдовицы», когда жертвуют последним, отдавая  легко и просто всё, что имеют, мы догадываемся  о том, что эта самая лепта по гамбургскому счёту может перевесить тонны  богатств.

Сегодня носки для мобилизованных и добровольцев вяжут сотни жительниц Владимирской  области, вплетая в пряжу домашнее тепло и свои пожелания: «Дорогие ребята,  пусть мои носки греют вас».   Одна из таких женщин живёт в Александрове, является членом Совета ветеранов войны и труда  района, представляя в нём старшее поколение ВНИИСИМСа.

История вопроса

В годы Первой мировой войны на фронт в качестве подарков солдатам часто отправляли кисеты - мешочки для табака. Женщины украшали их вышивкой. Эта традиция сохранилась и во время Великой Отечественной  - тогда военным из тыла уходили посылки с тёплыми вещами, куревом, письмами, часто адресованными не конкретным лицам, а, например, «самому смелому бойцу», «герою» или просто «Николаю, Ивану, Дмитрию…».

Возникает вопрос: почему именно вязаные изделия, ведь куда проще носки купить?

- Вязаные вещи ценны, необычны, уникальны, - считает Валентина Георгиевна. -  Вложенная в изделие, созданная живыми руками энергетика человека, наполненная душевным теплом, заботой, отличает их от фабричных. Каждая петелька связана с любовью в надежде, что солдаты почувствуют её.

На этот счёт у В.Г. Куликовой и стихи есть: «В часы досуга могу и строчки порифмовать, - говорит Валентина Георгиевна. -   Поэзией это, конечно, не назовёшь, но зато от души». Вот это одно из таких сочинений:

Пусть ночью снег идёт и ветер воет,

И дом далёко, и вокруг темно,

Солдаты, возвратившись после боя,

Почувствуют домашнее тепло…

 

«Это как привет из дома»

-  Ещё за месяц до того, как  год назад «Единой Россией» была объявлена акция «Бабушкина забота», мы на районном Совете ветеранов  обсуждали тему, как бы помочь участникам СВО, - продолжила В.Г. Куликова. - Я предложила связать всем вместе хотя бы 100 пар носков. Идею поддержали. Сколько сейчас  их отправлено на фронт, уже никто и не считает – просто с тех пор я не перестаю  вязать тёплые вещи для бойцов. Взяла на себя обязательство лично сделать 100 пар.

- Всё говорят, что эти носки уже и не нужны – неудобно их носить в берцах.

- Слышала такое мнение, но вспомните великую мудрость непобедимого полководца Александра Суворова для солдат, которых он ценил и берег изо всех сил: «Держи ноги в тепле...»! Да, в берцы тёплые носки, может, и не нужны, но когда боец пришёл в блиндаж после тяжёлой работы, и выдалось время отдохнуть – тут самое время надеть вязаные тёплые  и согреться. Это наш им привет из дома, наше  «спасибо»  и «держитесь, любим, ждём». А ещё оберег. Поэтому нужны, обязательно нужны. И как они там их будут использовать - хоть чехлом, хоть варежкой - лишь бы тепло им было. Тем более, уже осень, скоро холода. Южные зимы  противные, вроде и нет мороза, а ветер, сырость, замерзаешь сильнее, чем  у нас в средней полосе. А потом мы верим «обратной связи» - у нас есть отзывы ребят оттуда. Они (в частности, наш земляк с позывным «Будулай») благодарят за заботу.

 

«Вот и моё время пришло…»

- Валентина Георгиевна, а умение вязать - это из детства или юности?

- Да, пришлось стать  рукодельницей  в 17 лет – магазины пустовали, а одеться красиво хотелось. Да и детям потом тоже вязала и шила,  бралась за швейную машинку или спицы и получались порой настоящие шедевры.  Вот с тех пор  навыки  и  остались.

Поскольку я отношусь к поколению «детей войны» (мне было 2 года, когда она началась, а уже к концу доросла до школьницы), то в 6 лет  запомнила, что  две Анны (мама  Ивановна,  бабушка – Васильевна)  сидели и взяли солдатам носки. Думала, что без войны свою жизнь проживу, но  пришло и моё время сделать что-то на благо Родины. И я поняла: если мне Богом дано какое-то умение  (пусть малое, те же способности к рукоделию), то сейчас настала пора его применить на пользу ближнему. Вместе  со мной вяжут для фронта дочь, внучка. Во время работы думаем о том, чтобы наши мужчины вернулись домой живыми и здоровыми. Пусть каждый из тех, кто находится в учебной части и только готовится к поездке в зону СВО или стоит с оружием уже на передовой, знают, что их ждут дома. Они должны чувствовать поддержку. Это очень важно.

 

Откуда «дровишки»?..

- … то есть материал, пряжа? Ведь это денег стоит и, наверное, немалых?

- Действительно, всё подорожало. Если раньше моток шерсти можно было купить за 100 рублей (этого хватало на пару), то сейчас 250. Но выход всегда можно найти: иду в магазин «Смешные цены» и спрашиваю  вязаные вещи, которые приготовлены к списанию из-за брака – допустим, петли распустились, какая-то зацепка образовалась или изделие испачкано.  Прошу их продать, из той же вязаной шапки получаются отличные носки. Шерсть новая, шапку отдают за 50 рублей.

Обратились и к людям с призывом приносить, кто что может. Отзываются. Одна женщина отдала больше килограмма шерсти ярко жёлтого цвета. Не беда, можно ведь разбавить другими нитками. Приносят люди старые свитера, жилетки, кофты, которые растянулись, и носить их никто уже не будет. Тоже берём в работу. Приходится распускать, стирать пряжу, сматывать в клубки – все эти процедуры замедляют процесс  (из нового материала, понятно, быстрее вязать), но ничего не поделаешь – спасибо людям, что выручают и приносят  нитки.

В основном вяжу носки   42-43 ходовых размеров, но бывает и 46-47 отправлю –  есть же среди мужчин и богатыри, которым тоже хочется послать  «привет из дома». Бывает,  намеренно вяжу  весёлые  носочки. А как же? Мальчиков обула, а девочки будут мерзнуть? Ведь на передовой не только мужчины, но и женщины — врачи, медицинские сёстры, связистки. Их тоже хочется порадовать  тёплыми и яркими вещицами.

 

Вплетая  в  пряжу  тепло и  любовь

- Хочется понять, что вами движет? Вас ведь никто не заставляет сидеть и вязать. Как вы сами себе (или другим людям, которые об этом спрашивают) объясняете желание помочь тем, кто на полях СВО?

- Мне  тепло на душе, когда  понимаю, что имею возможность поддержать тех, кому действительно  нужна помощь. Потому что душа человеческая нуждается в том, чтобы помогать ближнему – причём,  сильнее, чем для своего личного блага. Это, наверное, любой человек понимает:  и молодой,  и взрослый, и старик, и богатый, и бедный, и свободный, и очень занятой. Так что если мы будем нашим ребятам, которым сейчас очень нелегко в зоне СВО, помогать в меру своих сил,  то мы и нашу победу приблизим, и своей душе поможем.

Какова роль женщины при мобилизации? - это молитва за мужчин. Она придаёт им сил, уверенности и мотивации вернуться. Ну, и конечно, помогать в тылу. Все, кто находятся в зоне СВО, должны понимать, что им есть ради кого идти в бой и к кому вернуться. 

Кроме того, что вяжу нашим бойцам (сдала для отправки 41 пару), делаю тёплые изделия для своих родственников, которые живут в Мелитополе. Их мужчины воюют, а женщины живут в разбомбленном доме. Они тоже нуждаются в посылках добра.

 

«Серебряные» волонтёры и сети – тыл работает

-  Кто-то, как вы, вяжут носки, а кто-то сети  плетут.  И вы знаете таких людей.

- Конечно, это женщины из группы «Здоровье» под руководством Л.Н. Баклашовой.  За то время, как они включились в работу, которая организована в рамках движения «Народная сеть» в Центре помощи фронту (организатор  Е.Ю. Варагин), женщины стали настоящими мастерицами.  В группе уже заведено правило: после каждой тренировки все, кто могут, идут на другие занятия – плести  маскировочные сети. Дисциплина в группе железная, патриотизм на высоте. Норму времени  никто не устанавливает – кто сколько может. На защитный материал  сейчас большой спрос: у противника огромное количество разведывательной техники, летательных аппаратов, и нашим бойцам приходится маскироваться. Поэтому женщины работают без выходных – ими уже сделано порядка 2650 изделий.  Лидия Николаевна, между прочим, ни дня не пропускает - на два часа, но приходит в Центр (хотя одну сеть, но сплетёт). Женщины группы «Здоровье» по доброй воле стали волонтёрами - у них, что называется, инстинкт сработал: надо искать, как и где  можно себя применить. Так и начали плести сети. А ещё они постоянно сдают деньги на нужное обмундирование или военное оборудование. Например, приходит запрос — нужны такие-то вещи, лекарства и прочее. Надо всё собрать максимально быстро. Л.Н. Баклашова бросает  клич, и её единомышленницы  моментально откликаются. В последний раз, знаю, собирали средства на специальные защитные шлемы для бойцов – один такой стоит не меньше 50 тысяч рублей. И никто никогда не сказал: мол, хватит, пусть другие делают  взносы  - надо, значит, надо.

 Нередко в соцсетях появляются  рассуждения по поводу работы тыла: мол, государство должно обеспечивать нашу армию.  Государственное обеспечение – это одно. Но ведь и каждый из нас при желании может сделать что-то полезное для приближения победы. Лидия Николаевна рассказывала, что они никого не заставляют  помогать, все участвуют в общем деле  по зову сердца. «Тыл работает, —  говорила она мне. — Если у нас есть возможность укрыть наших солдат от дронов, то будем плести сети столько, сколько надо». Кстати, прийти в Центр помощи фронту и приобщиться  к  доброму делу может каждый.

 Р.S. Говорят,  хорошие  дела совершаются в тишине. На этот счёт у Софии Киларь есть такие строки: «Добро должно всегда твориться тихо. Зачем звонить во все колокола… Вокруг так много горя, зла и лиха, давайте делать добрые дела…». Вот на таком «тихом фронте» трудятся рядом живущие с нами люди. 

О. Викторова.

Фото из домашнего альбома  В.Г. Куликовой.

© 2024 . .