Участников приветствовали начальник отдела цифровой трансформации Министерства образования и молодёжной политики Владимирской области А.Н. Осипов, заместитель генерального директора ООО «СП «Квант» по реализации дорожной карты М.М. Насибулин (онлайн), директор АППК Д.Е. Жуков. Модератор – проректор по цифровому развитию и информационной безопасности Владимирского института развития образования Д.В. Мишин.
Двухчасовой урок прошёл на одном дыхании. Что-то, может быть, казалось совершенно неизведанным, что-то было пока недостаточно понятным, но всё – очень интересным. Лекцию онлайн «Направления квантовых технологий: квантовые вычисления, квантовая коммуникация и квантовые сенсоры. Квантовый компьютер и кто занимается его созданием» прочитал старший научный сотрудник группы «Квантовая оптика» Российского квантового центра Д.А. Чермошенцев. О квантовой криптографии рассказал к.т.н., доцент кафедры информатики и защиты информации ВлГУ Ю.М. Монахов. Старшеклассникам тема была близка и интересна, лектор и слушатели находились в тесном смысловом контакте. А.В. Прохоров, доцент кафедры физики и прикладной математики института ПМФИ ВлГУ, представил онлайн лекцию на тему: «Движущая сила квантовых технологий», в которой рассматривал вопросы: «Кто я», «Как устроена Вселенная», «Что будет со мной во времени». У ребят была возможность напрямую задавать лекторам вопросы и получать конкретные ответы, чем они и воспользовались.
По окончанию урока преподаватель АППК С.В. Воропаев провёл компьютерное тестирование школьников по определению усвоения знаний на данном «Уроке цифры». Результаты были достойными. Завершилось мероприятие экскурсией по центру «IT-куб» и виртуальным участием в компьютерной игре.
Мнения участников
Д.В. Мишин: «Совместно с министерством образования и молодёжной политики, которое является инициатором проведения подобных мероприятий, мы на регулярной основе проводим региональные «Уроки цифры». Есть Всероссийский проект «Урок цифры», когда один раз в месяц или в два месяца различные крупные компании разрабатывают уроки для школьников разного возраста.
Это важно, потому что мы сегодня понимаем, что цифровые технологии – это не исключительно информатика или какой-то другой предмет, они затрагивают много тем и любые профессии. Детям даже в рамках ранней профориентации интересно узнать, где эти технологии применяются, где их можно «руками потрогать», чтобы сформировать своё видение, своё понимание, куда в дальнейшем пойти, кем работать, чем заниматься и что для этого надо. Это основное содержание таких уроков, которые разрабатывают компании Сбербанк, Яндекс, сегодняшний урок – Росатом. После того, как ребята пройдут эту федеральную компоненту, мы их приглашаем к себе более глубоко рассмотреть эту тему с привлечением наших местных специалистов, у нас есть университет, много IT-компаний, которые занимаются различными вопросами. Привлекаем так же видных специалистов из федеральных питерских, московских университетов. То есть мы знакомим ребят со специалистами, экспертами, компаниями для того, чтобы они могли сориентироваться и уже более ясно понять, куда они хотят двигаться дальше. Стараемся рассмотреть этот вопрос более глубоко и дать возможность ребятам вживую пообщаться с учёными – где ещё они, находясь в школе, в небольших городах, а то и в сельской местности, могут напрямую задать вопрос ведущим специалистам в какой-либо области?
Такие уроки мы уже много лет проводим, в данном учебном году это седьмой по счёту. Думаю, проект будет продолжаться, он интересный, достаточно успешный.
Арсений Богаченко, школа № 13 города Александров, физико-математический класс:
- Сегодня я побывал на региональном «Уроке цифры». Мы пообщались с учёными из области квантовой физики. Было классно, мероприятие интересное. Хотелось бы посещать такие мероприятия чаще.
Ю.М. Монахов:
- Нахожу, что такие уроки очень полезны для учеников, но в большей степени они полезны для самих участников. Здесь возникла такая ситуация, когда нужно молодёжи объяснить что-то достаточно сложное и при этом уложиться в жёсткие временные рамки. Уроки не только слушателям помогают узнать что-то новое, но и специалистам, которые с ними здесь общаются, помогают синтезировать свои знания и понять, насколько они близки или далеки от имеющейся ситуации.
Д. Е. Жуков:
- IT-куб работает уже почти целый учебный год. Дети идут, обучение бесплатное, через сертификаты. Планируем выпускать по 400 школьников в год. Хочу отметить, что при АППК имеется ещё и «Технопарк». Он и «IT-куб» – два самостоятельных подразделения, в известной степени они равноценны. В «Технопарке» занимаемся роботами, в «IT»- цифровыми технологиями . Одно замечательно дополняет другое – можно сначала пройти курс полегче, а потом перейти в «IT-куб» на более усложненный. А можно предварительные, вводные знания получить в «Кубе», а потом идти на второй или даже третий уровень проектной деятельности в «Технопарк».
По поводу «Урока цифры». Мы обязаны проводить мероприятия такого рода не только на своей территории, но и по области. У вице-губернатора В.А. Куимова есть идея о необходимости для АППК иметь выездную бригаду, которая будет отправляться в «Точки роста». Уже закупается оборудование, будет приобретаться транспорт и т.д.
Сегодняшний «Урок цифры» – мероприятие областное, популярное. Этот урок на самом деле нужен, он даёт возможность общаться со специалистами высокого уровня на темы, не входящие в школьную программу, это некий виртуальный шаг вперёд.
Т. Толстенко.
Фото автора