Можно много говорить о патриотическом воспитании, что необходимо с детства прививать молодым те самые правильные качества, которые делают человека человеком, учить истории и культуре, прививать чувство долга и любовь к Родине… Говорить можно, но в школе № 14 имени Героя Советского Союза Анатолия Перфильева это делают. Как? - рассказала заместитель директора по воспитательной работе Е.В. Ерёмина.
Патриотизм
- Считаю, что патриотизм начинается в семье, - пояснила Елена Викторовна. - Это любовь к своим близким, маме, папе; затем любовь к месту, где живёшь – к малой Родине, которая выливается в любовь к большой Отчизне. По крайнеё мере, так было в моей семье, а затем и трудовая деятельность стала связана с патриотикой (в 2024 году исполняется 40 лет, как работаю в школе – учителем, завучем). Сейчас в преддверии праздника учреждение готовится не только к 79-ой годовщине Великой Победы, но уже и к 80-летию главного события страны.
Е.В. Ерёмина напомнила, что школа была основана 1 сентября 1940 года. Через год началась Великая Отечественная война. С 1942 из старших классов начали уходить на фронт добровольцами многие мальчишки. Среди них был будущий Герой Советского Союза Анатолий Перфильев. Затем на защиту Родины ушёл на фронт директор школы Михаил Григорьевич Романов.
В апреле 1965 года в честь 20-летия Победы был подписан указ Президиума Верховного Совета СССР об объявлении 9 мая нерабочим днём, стали открываться музеи и комнаты Боевой славы. Тогда усилиями директора школы и учителя истории В.И. Храпова при поддержке педагогов школе открылась первая в Александрове комната Боевой славы. В то время было много живых участников войны, которые делились своими воспоминаниями, и ребята записывали их. Совершались походы по местам боевой славы, откуда ученики привозили много экспонатов.
- На протяжении всех лет, куда бы мы с детьми ни выезжали, они привозили домой главные темы: это моя Родина, мой дом, моя семья. Это и есть патриотизм, - подытожила Елена Викторовна.
«Поиск»
В 90-е годы прошлого века в нашей стране была сложная ситуация. Большим счастьем стало, что экспонаты, документы, фотографии, воспоминания не были уничтожены. Когда Е.В. Ерёмина пришла в школу в 2002 году в качестве заместителя директора по воспитательной работе, создали поисковый отряд «Поиск», возобновили походы, которые стали называться поисковыми экспедициями «По дорогам войны». Главным направлением поиска стала Смоленщина - там погибло больше всего наших земляков.
- В первой поездке в 2002 году мы нашли 22 захоронения наших воинов-земляков, - продолжила заместитель директора. - С этого началось наше поисковое движение, вместе с Тамарой Васильевной Герасимовой приступили к работе над Книгой Памяти, трудились в архивах. Каждый год давали старт эстафеты поисковых дел, итоги подводили к 9 мая. Тогда у многих были живы ещё и деды, и бабушки, которые рассказывали о войне и о жизни в годы лихолетья. Школу посещали фронтовики, ветераны тыла. Здесь они были не просто дорогими гостями, но ещё и людьми, которые приходили в свой второй дом. Они общались с ребятами, передавая свой жизненный опыт и рассказывая о трудностях военного времени. И дети откликались добрыми делами, концертами акциями, другими мероприятиями. В частности, облагораживали территории военных обелисков и памятников, ухаживали за могилами красноармейцев на старом кладбище. Летом, когда всё зарастало, постоянно скашивали траву, приносили цветы, зажигали свечи… С 2005 года мы проводим традиционную акцию «Факельное шествие», сейчас она называется «Наследники Победы». Детское общественное объединение «Поиск» действовало в нашей школе с 2002 по 2016 годы. Оно есть и сейчас, как отряд в составе местного отделения Всероссийского общественного движения «Юнармия».
«Юнармия»
Меняются времена, меняются дети, изменяется многое, но школа не утеряла того важного, что начала 20 с лишним лет назад. В 2016 году по инициативе министра обороны РФ С.К. Шойгу создано Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия». Кому, как не школе №14, надо было первой подхватить этот проект? - 23 декабря 2016 здесь уже приняли в юнармейцы 12 поисковиков. Сегодня эти ребята служат на благо Родины в силовых и административных структурах. Е.В. Ерёмина с гордостью назвала фамилии тех первых юнармейцев: Виктор Крюков, Алексей Петров, Сергей Королёв, Кирилл Курочкин, Владлен Мелёхин, Александра Сенчугова. Дальше Елена Викторовна перечислила основные мероприятия движения:
- В 2017 году именно на базе нашей школы был проведён первый областной сбор юнармейского движения «Ради жизни на Земле». В нём участвовали представители 16 районов Владимирской области. В марте 2017 наши юнармейцы стали участниками в Коврове Первого форума юнармии Западного военного округа, на который приехали представители 23-х регионов. Такие мероприятия сближают: ребята не только знакомятся с единомышленниками, но и в дальнейшем дружат.
Особое место в школе №14 отведено той самой комнате Боевой славы, которая разрослась до масштабов музея «Боевой и трудовой славы». Он объединил ветеранов войны, тружеников тыла, узников фашистских концлагерей. Нашли взаимодействие с Советом солдатских матерей Александровского района (тогда его возглавляла Галина Николаевна Куликова) открыли стенд, посвящённый движению солдатских матерей. Продолжилась и поисковая работа - уже через опыт афганцев и тех, кто воевал в Чечне, в локальных войнах и других «горячих точках». По этому направлению открыты стенды «Из памяти не вычеркнешь».
- В день, когда мы открывали один из стендов, и когда все участники уже ушли, появился мужчина и спросил: «Где здесь мой сын?», - вспомнила Елена Викторовна. - У меня мурашки по коже, а он говорит: «Вижу». И возложил к стенду гвоздики. Вот такая не прекращающаяся связь поколений.
Сохраняя традиции, развивая чувства гражданственности и любви к своей малой родине, юнармейцы занимаются физической подготовкой, поисковой, волонтёрской, творческой деятельностью. Являются победителями и призёрами военно-спортивных мероприятий.
- Волонтёрское движение нам тоже близко, поскольку большинство юнармейцев являются добровольными помощниками, - продолжила собеседница. - Ежегодно наши дети-волонтёры проводят концерты, вечера, делают открытки, поздравляют ветеранов. Если раньше мы ходили по домам к ветеранам войны, то сейчас юнармейцы посещают просто бабушек и дедушек, которые либо одиноки, либо у них очень далеко находятся дети, а почувствовать праздник очень важно для них. Во все времена мы общаемся со старшим поколением с помощью районного Совета ветеранов, который предупреждает пожилых людей о нашем приходе. Сейчас мы работаем с детьми войны, самому молодому из них 79 лет.
«Война глазами детей»
Благодаря юнармейскому и поисковому движениям школы и всего района к 75-летию Победы на средства администрации Александровского района, спонсоров и на деньги, собранные детьми, удалось выпустить книгу «Война глазами детей».
- Сначала планировали назвать её «Война глазами детей Александровского района», но поняли, что у нас живут люди со всего Советского Союза, поэтому не стали акцентировать внимание только на районе, - говорит Елена Викторовна. - Когда читаешь эту книгу, удивляешься, со сколькими людьми пришлось встретиться, и каждое общение - это открытие из открытий. В ней такие воспоминания, которые и сегодня учителя используют на классных часах, на «Уроках мужества».
«Герои операции Z»
- Сейчас идёт специальная военная операция на Украине, - продолжает свой рассказ Е.В. Ерёмина. - Недавно к нам на «Урок мужества» приходил участник СВО, танкист из Карабаново. Думаю, проведём «круглый стол», зададим вопросы и достаточно. Но дети, которые очень остро реагируют на правду, окружили солдата, спрашивали: « Что, как, почему?». Теперешним поисковикам интересно, что происходит на СВО, и это ещё одно поисковое направление. В марте прошлого года мы собрали материал и выпустили ещё один стенд в музее Боевой славы - «Герои операции Z». Сейчас делаем Книгу Памяти погибших в СВО, это наша совместная работа со службой социальной защиты населения и филиалом государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» в Александровском районе.
«Для чего вступаешь в наши ряды?»
В Юнармию принимает в школе совет, состоящий из командиров юнармейских отрядов. Они задают вопросы кандидатам: «Для чего ты вступаешь в наши ряды? Как хочешь жить в этой организации? В чём хочешь себя проявить?». В зависимости от ответов человека либо сразу принимают, либо отсеивают. Совет принимает тех, кто действительно достоин.
- Встречаясь с ребятами, которые прошли через движение «Поиск», школу Юнармии, спрашиваю, не пожалели ли они об этом? Ведь подготовка к крупным мероприятиям, когда для них нет отдыха в праздники, а есть поездки в субботу и воскресенье, да и за компьютером не посидишь… Ни один не сказал, что сожалеет. В прошлом году у нас было 62 юнармейца, в этом - 54. Это достаточно много, ребята разбиты на отряды. В старшем звене ученики 8-11 классов (старшеклассники входят в совет командиров), во второй отряд принимаем с 6-7 классов. Хочу отметить, что у нас очень хорошая преемственность: опытные учат новичков сборке-разборке автомата, обращают внимание на поведение других детей, пресекают нарушения школьных правил. Чётко выражена ступенчатость – «перфильевцы», «орлята», «юнармейцы». В каждом классе есть свои подотряды.
Правильный стержень
Школа должна быть именно «школой роста», потому что школу нужно воспринимать не только местом учёбы, но и территорией становления личности. Заместитель директора по воспитательной работе считает, что участие в Юнармии даёт подрастающему поколению духовность:
- Ребята знают, кто как учится и как ведёт себя в коллективе. Для детей (особенно подростков) очень важно мнение товарищей. В этом возрасте у них снижается авторитет семьи, поднимается уровень сверстников - «Что скажут другие?». Когда мы куда-то отправляемся, каждому поручено своё дело, он за него ответственен. От ответственности уже пошли «лучики» в разные стороны, от неё зависит, не подведёт ли никого человек (как дети говорят, «не подставит»), выполнит ли то, что нужно. И хорошо, что сейчас появляются разные детские и молодёжные объединения – например, «Движение Первых».
Хочу сказать, что у меня, как педагога, который занимается патриотическим воспитанием, счастливая судьба, потому что есть поддержка органов власти. Мои идеи принимают и поддерживают, и это действительно даёт результаты. За активность нашим детям дали возможность поехать в Волгоград. Нам есть, на каких материалах создавать новые книги, с помощью чего хранить память.
Т. Толстенко.
Фото из архива Е.В. Ерёминой