ОТКЛЮЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
МЕНЮ

День воспитателя и всех дошкольных работников ежегодно отмечается 27 сентября. Цель праздника – помочь обществу обратить больше внимания на детский сад и на дошкольное детство в целом. Этот праздник ещё совсем молодой: он был официально утвержден приказом Министерства образования и науки РФ 17 мая 2016 года по распоряжению правительства РФ.

Дата выбрана не случайно. В Санкт-Петербурге 27 сентября 1863 года был открыт первый в России детский сад, который появился благодаря Софье Люгебиль, жены профессора греческой словесности Императорского Санкт-Петербургского университета Карла Люгебиль. Супруги являлись  последователями теории немецкого педагога Фридриха Фребеля, который считал целью воспитания развитие природных способностей ребенка. Ему же принадлежит авторство самого названия учреждения «детский сад».

Для ребёнка воспитатель – самый близкий человек после родителей. В детском саду дети проводят больше времени, чем дома с мамой и папой, поэтому важно, чтобы там им было интересно и комфортно.

О работе в детском саду, первом проведенном уроке и профессиональных секретах мы поговорили с воспитателем логопедической группы детского сада №7 О.В. Маликовой.

Ольга Вячеславовна родилась в Александрове, училась в школе №13, а когда семья переехала в микрорайон ЦРММ, в школе №6. Окончила Юрьев-Польский педагогический колледж, а затем Шуйский государственный педагогический университет. Замужем, воспитывает двоих сыновей.

– Почему решили стать воспитателем?

– В шестнадцать лет приняла решение поступать в педагогический колледж. Наверное, тогда ещё не понимала, что сделала важнейший выбор в своей жизни. Это не было осознанным решением, а просто желание работать с детьми. За годы учёбы и практики в педколледже я поняла, что сделала правильный выбор и поступила в педагогический университет.

 – Как долго вы в профессии?

– Начала педагогическую деятельность в 2000 году. Успела поработать учителем в школах №№11, 12 города Струнино и воспитателем в доме-интернате слепоглухих в Сергиевом Посаде, но удовлетворение от работы нашла, когда пришла в детский сад.

– А помните свой первый рабочий день?

В детском саду №7  работаю с его открытия в 2016 году. Когда пришла, была немного в растерянности. Всё новое: детский сад, дети, коллектив. Волновалась и переживала, как всё будет, как сложатся отношения с коллегами, с детьми, родителями. Но это были первые мгновения. А потом будто всю жизнь здесь работала. Меня очень тепло приняли, детки достались хорошие, с родителями быстро нашла контакт.

– А первый педагогический опыт появился, наверное, во время практики?

– Да, в колледже всегда проводили пробные уроки. Первый свой урок давала во втором классе, потому что по образованию учитель начальных классов. Это была математика, знакомила детей с палеткой. Понравилось, решила – это моё.

В детском саду немного другое отношение. В школе всё должно быть в рамках, а здесь можно поэкспериментировать, пофантазировать вместе с детьми. Они заряжают своей непосредственностью.

– Чем еще вам нравится работа в детском саду?

– Работать с детьми невероятно трудно, но не менее интересно. Это возможность каждый день возвращаться в детство, удивляться и познавать мир вместе с детьми, слышать детский смех, подчас непонятную забавную  речь. Эта работа дает простор для творчества.

– Вы воспитатель логопедической группы. Значит, вы помогаете детям ставить звуки?

– Ставит звуки учитель логопед, а мы под её руководством выполняем  с детьми задания, отрабатываем. Воспитатели, которые работают в таких группах, заканчивают курсы для работы с ребятами с ОВЗ.

– Есть мнение, что сейчас всё больше детей с проблемами речи.

– Да. У нас работала логопед в возрасте, она тоже отмечала, что количество детей с нарушением звуков увеличивается. Причин много - у кого-то это генетическое наследство, у других связано с сопутствующими нарушениями, кто-то долго соску не отнимал или сюсюкался в младенчестве.

Иногда родители не понимают так называемые «бонусы» логопедической группы, переживают, что если в нее ребенок попал, то это метка какая-то. Но её предлагают для того, чтобы исправить ребёнку речь, чтобы в школе его никто не дразнил. И еще плюс в том,  что в логопедической группе детей меньше, с ними занимается не только логопед, но и другие специалисты.

– Что самое сложное в работе?

– Самое сложное – чувство ответственности за жизнь и здоровье детей. Когда в твоих руках физическое и психическое самочувствие ребёнка, нужно уметь контролировать свои эмоции, чтобы не случилось, какое бы у тебя не было настроение и состояние. Работа с детьми требует особого внимания, сосредоточенности и индивидуального подхода.

– Порой родителям трудно справиться с одним ребенком, а у воспитателя целая группа. В чем ваш секрет общего языка с детьми?

– Ребёнок в дошкольном учреждении проводит в среднем девять часов в день. Это значительно больше чем дома. В детском саду жизнь детей организована так, что каждая минута занята интересными делами: совместными и самостоятельными играми, познанием нового, общением со сверстниками и взрослыми. Немаловажную роль играет и соблюдение режима дня. Я считаю, если ты научишься организовывать время одного ребёнка, то количество детей не имеет значения. Сегодня мы не только стремимся передать ребёнку знания и умения, но и поддерживать детскую инициативу, стимулировать его к действию.

– Какие они, современные дети?

– Очень разносторонние. Им интересны не только игрушки, но и многое из жизни человека, окружающего мира, природы. Дети информированы и любознательны. Дошкольники стали более живыми, шумными, эмоциональными. Но, несмотря на непоседливость, их физическое развитие достаточно слабое. Дети не очень любят занятия спортом, предпочитают сюжетно-ролевым играм компьютерные. Мало кто из родителей занимается с ребёнком, поэтому ему ничего не остаётся, как смотреть телевизор, играть в планшет или телефон. Нарастает дефицит ласки и родительского внимания. Современные дети не всегда умеют слушать и слышать другого человека, сопереживать, не могут подождать. Современному ребёнку свойственны самые разные черты, но одно можно сказать точно: с детьми очень интересно.

– У вас педагогический стаж двадцать лет. За это время дети изменились?

– Изменилось отношение родителей к детям и детей к родителям. Раньше родители больше играли с детьми, больше уделяли времени дома, например, что-то готовили вместе. Сейчас мамы и папы все  в работе.

– Трудно ли выстраивать контакт с родителями?

– Воспитатели и родители занимаются общим делом – воспитанием ребёнка. Но в процессе их работы часто могут возникать конфликты. Непонимание между семьёй и детским садом, в первую очередь, отражается на ребёнке. Воспитатель в силу своего опыта должен выступать инициатором разрешения конфликта, чтобы создать условия для гармоничного воспитания дошкольника. Моя задача как педагога направить родителей в правильное воспитательное русло. Помочь им найти эффективные способы развития для своих детей, научить понимать мир детства и собственного ребёнка.

– Современный воспитатель… продолжите фразу.

– Современный воспитатель  – это грамотный специалист, способный разобраться в многообразии программ и методических разработок. Это хороший психолог, который может вникнуть в сложную систему взаимоотношений детей и их родителей. Это чуткий, всегда готовый к сотрудничеству коллега. Наконец,  терпеливый, доброжелательный, любящий детей человек.

– Я знаю, что воспитатели разрабатывают какие-то методические программы…

– В нашем детском саду есть творческая группа, в которую каждый год выбирают людей. Эта группа как раз и разрабатывает необходимые программы, придумывает конкурсы, которые должны пройти по детскому саду. В логопедических группах своя методика развития, в общеобразовательных – своя. У нас, к примеру, ведутся дополнительные кружки - «Весёлая ритмика», «Всезнайка», в которых тоже предполагается наличие каких-то программ. И если заведующая детсадом Ирина Валентиновна  просит нас составить общую программу, мы собираемся творческой группой и предлагаем свои варианты, идеи.

– Пожелания коллегам в профессиональный праздник.

– Поздравляю с Днём дошкольного работника всех педагогов, сотрудников сада. От всей души желаю здоровья и мира, достатка и радости. Пусть каждый день даёт возможность чувствовать себя счастливым человеком.

А. КУЛЬКОВА

© 2024 . .