ОТКЛЮЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
МЕНЮ

Выражение «genius loci» (гений места) означает человека, оказавшего существенное влияние на формирование образа  конкретного исторического места. Гением Александровской слободы, безусловно и неоспоримо, является первый русский царь Иоанн IV Грозный. И это обстоятельство обусловило судьбу музея - с первых дней его создания все здесь сориентировано на реконструкции средневековой истории.

Одним из важных событий музейной жизни последних лет стало пожертвование «Слободе…» филокартической коллекции от известного московского собирателя А.А.Мелитоняна и его супруги Кэри Рэди.

Для музейных сотрудников работа с частными коллекционерами всегда имеет особое значение. Но знакомство с крупнейшим в России филокартистом А.А.Мелитоняном и его супругой Кэри Линн Рэди стало для музейщиков честью и большой профессиональной удачей. Арсен Аркадьевич Мелитонян - архитектор, культуролог, поэт, художник, продюсер, общественный деятель. Его супруга Кэри Рэди (гражданка США) -   искусствовед и менеджер. Передачу своей коллекции в музей они оценивают, прежде всего, как возможность отдать дань уважения Иоанну Грозному.

Несмотря на достаточно широкую популярность филокартии, в последнее время на антикварном рынке увеличился спрос на открытки. Цена отдельной вещи на аукционах может достигать сотни долларов, пропорционально их возрасту и редкости темы.

Тематика этого частного собрания была обозначена еще в 2002 г. Более 10 лет коллекционеры собирали почтовые открытки, запечатлевшие образы и сюжеты эпохи Ивана Грозного. Им удалось собрать достаточно обширный материал для такой узкой темы - 66 предметов.

А.А. Мелитонян   начал коллекционировать открытки в возрасте 12 лет. Этим занятием его увлек дед – Иоффе Семен Григорьевич, который, будучи архитектором, собирал открытки по теме «Старая Москва», «Столицы мира». Со временем тема увлечения расширилась. Арсен Аркадьевич   стал собирать открытки, связанные с именами  великих исторических личностей. В конце 1980-х годов, готовя материал к публикации в журнале «Архитектура и строительство Москвы», связанный с возведением храма Василия Блаженного, он увлекся темой «Иван Грозный». Для Арсена Аркадьевича Иоанн IV – одна из главных фигур нашей истории: собиратель земель русских и первый русский царь. Этим и был обусловлен интерес к почтовым карточкам XIX в. с образами и сюжетами, связанными с эпохой правления первого царя.

Прежде всего, в коллекцию вошли открытки, воспроизводящие работы известных академических художников XIX в.: В.М.Васнецова, К.Венига, С.С.Егорнова, А.Д.Литовченко, Н.В.Неврева, И.Е.Репина, Г.С.Седова, В.Г.Шварца и др. Всего в ней отражено творчество 18 мастеров исторического жанра. (Большинство картин сейчас хранятся в собраниях Государственного Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи и др.). 

На репродукционных открытках запечатлены те работы, которые имели огромное значение в жизни самих художников. Так, молодой скульптор-студент М.М.Антокольский за свою статую «Иван Грозный» получил звание академика и эту работу сразу приобрел Эрмитаж. Лучшей работой живописца А.Д.Литовченко стала картина ««Иоанн Грозный показывает свои богатства английскому послу Горсею», и он выставлял ее на получение звание профессора. Художник В.Г.Шварц за свою картину «Иоанн Грозный у тела убитого им сына» был удостоен большой серебряной медали. Эта работа положила начало целой серии авторских произведений, связанных с сюжетами эпохи: «Посол князя Курбского», «Иоанн Грозный в монастыре». Последней прижизненной работой В.Г.Шварца в 1868 г. стал рисунок: «Обряд поднесения перчатки Ивану Грозному на охоте». За картину «Иван Грозный в Александровской слободе» артисту-маляру Алексею Максимову было присвоено почетное звание художника.

Тематически с репродукционными открытками связаны открытые письма с рисунками рисовальщицы и силуэтиста Елизаветы Бем, которая, изображая детей в русской народной одежде, подписывает их: «Иван, да не Грозный», «Василиса, да не Мелентьевна». По ее рисункам в разных издательствах вышло более 300 открыток. Дополняют этот комплекс подобные, но других художников, писавших в том же стиле.  Видовые открытки в коллекции с изображением Московского Кремля и бытовых предметов усиливают образ средневековой эпохи.

Кроме того, коллекционерами предпринята попытка отразить в фотографической открытке воплощение. сценического образа Ивана Грозного в XIX в. Сюжеты связаны с постановкой в 1899 г. спектакля «Смерть Иоанна Грозного» (по пьесе А.К.Толстого) на сцене Московского Художественного театра. Первоначально роль Иоанна Грозного исполнял сам К.С.Станиславский, позже царя играл Вс.Э.Мейерхольд. Интересным дополнением коллекции являются гравюры XIX в., в том числе Адольфа Шарлеманя,  «художника Его Императорского Величества».

Необычное дополнение коллекции - рекламные карточки–вкладыши. Это одни из первых образцов продукции подобного рода для широкого круга населения, появившиеся в сухих супах и бульонных кубиках еще в 1875 г. Изобретатель концентрата Юстус фон Либиг, выдающийся немецкий химик, запатентовал свой продукт как лекарство для желудочных больных. Но потом решил, что он должен был не только восстанавливать больных, но кормить бедных, в том числе пищей духовной.  Поэтому изобретатель инициировал выпуск карточек на разные исторические темы. Серия «Иван Грозный» выпущена во Франции. Большой удачей для коллекционеров стало приобретение этой серии в полном объеме.

Ни одна из открыток в коллекции А.АМелитоняна и К.Рэди не копирует другую. Даже если повторяются сюжеты на лицевых сторонах, то обороты всегда разные. Открытки и гравюры, вошедшие в коллекцию, охватывают период 1860-1986 гг. и дают представление о деятельности российских и зарубежных издательств, а также столичных и провинциальных типографий. 

Важной вехой в развитии почтовой карточки стало учреждение в 1874 г. Всемирного почтового союза, соглашение с которым позволяло ходить ей и заграницей (все другие открытки были лишены этой привилегии).

В «грозненскую» коллекцию вошли почтовые карточки, изданные в Швеции, Франции, Германии. Шведское издательство «Акционерное общество Гранберг в Стокгольме» было ориентировано на выпуск открыток с репродукциями картин художников-передвижников. Парижское издательство Ивана Лапина выпускало лучшие по качеству открытки и занимало первое место в мире.  Берлинское эмигрантское издание Ольги Дьяковой — владелицы фешенебельного «Гранд-Отеля» на Крещатике, тоже выпускало открытки очень высокого качества.

Появление первой в России почтовой открытки неразрывно связано с благотворительной деятельностью общества Красного Креста. Издательство «Община Св. Евгении» находилось под покровительством принцессы Евгении Олденбургской - внучки императора Николая I, оно стало выпускать «художественные открытые письма» по примеру заграничных. И. Репин, К. Маковский жертвовали Общине акварели для открытых писем. Такие образцы открыток представлены в коллекции А.А.Мелитоняна и К.Рэди.

Другим примером благотворительности является Любанское общество попечения о бедных, основанное в Новгородском уезде местным помещиком Болотовым, но привлекавшее к благотворительности таких известных личностей, как Великий князь Михаил Александрович, Великая княгиня Ксения Александровна, священник Иоанн Кронштадтский. Издательство специализировалось на выпуске открыток - репродукций академического и салонного направления. Одну из таких «редкостей» А.А.Мелионяну удалось приобрести. Представлена также и продукция издательства «Ришар», во главе которого стояли выходцы из Германии.

Советский «изготовитель» в подаренной коллекции представлен самыми известными издательствами: «Изогиз», «Советский художник», «Изобразительное искусство», «Искусство», «Советская Филателистическая Ассоциация».

Даже столь беглый обзор позволяет понять, что коллекция открыток имеет для нашего собрания бесспорную историческую, художественную и музейную ценность. Открытки расширяют представление о воплощении образа Ивана Грозного в жанровой и портретной живописи, а также скульптуре XIX–ХХ вв. Кроме того, это ценные документальные источники.

Излишне говорить об огромной благодарности и признательности, которую сотрудники музея испытывают к Арсену Аркадьевичу Мелитоняну  и Кэрри Линн Рэди. Их щедрый и тематически «царский» подарок занял достойное место на экспозициях музея, освещающих жизнь государева двора Ивана Грозного в Александровской слободе.

М.К.Рыбакова, заместитель директора по науке музея-заповедника «Александровская слобода».

 

P.S. Кстати, уникальная коллекция уже переиздана. Открытки можно приобрести в кассе музея даже в формате набора.

© 2024 . .