ОТКЛЮЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
МЕНЮ

«Буду делать всё, но стану только лётчиком».

Александр Иванович Покрышкин

Когда пишешь о каких-либо профессиональных праздниках, большинство читателей непроизвольно делают «фи», обосновывая свою незаинтересованность тем, что они к этому не имеют никакого отношения. Может быть, в каком-то другом случае можно было бы прислушаться к подобным заявлениям, но только не в этот раз. День Военно-воздушных сил России, если пораскинуть мозгами, праздник общий.

Кто в детстве не хотел быть лётчиком? Покопайтесь в омуте своей памяти и наверняка наткнётесь на такую картинку: детский сад, прогулка, расстёгнутая курточка взята за полы, и вот уже новоявленный самолёт и пилот  - всё в одном лице летит на задание. И летит пилот, и гудит мотор, и работают скорострельные пушки и пулемёты, и наши «ястребки» разгоняют вражьи полчища, и скоро вся детсадовская группа летает и жужжит...

Это если совсем глубоко. А те, кому повезло быть пионером и отдыхать в нашем «Солнечном», помнят, что после реального знакомства с «законсервированным» МИГом на постаменте, просыпалась жажда полётов и этого запала хватало на всё лето, плюс бонусом ещё с первого сентября и минимум на две четверти, до самых зимних каникул... Да, «школьные годы чудесные...».  Потом  кто куда, есть те, кто целеустремленно идут к своей мечте: поступают в высшие и средние военно-учебные заведения, становятся профессиональными лётчиками.

Кому-то повезло чуть меньше, хотя, если честно, то, что мы вообще знаем про повезло – не повезло. Кто-то попал в гражданскую авиацию, но, чтобы было понятно и о чём это я, отшучусь: чтобы из паровоза сделать бронепоезд, надо просто прицепить пару бронированных вагонов. А ещё лучше, посмотрите старый добрый фильм с Михаилом Жаровым и Людмилой Целиковской «Воздушный извозчик» (25 августа 1943 года). Или актёрское трио Крючков, Меркурьев, Нещипленко в «Небесном тихоходе» 1945 года. Это к тому, что чем больше я вижу сегодняшние сериалы, тем сильнее желание смотреть немое черно-белое кино.

Или воплощать мечту, как герои наших недавних событий Андрей Щеколдин и Илья Орлов, что вывели команду Владимирской области по легкомоторной авиации в чемпионы России. Есть, правда, странная особенность наших сетевых сми. О «товарище», который потерпел аварию на дельталёте над нашим районом – зачитайся, а про чемпионов России, ну ни звука, от слова совсем. Или у нас свобода слова только по негативу?  

ПРИДУМАНО НЕ ВЧЕРА...

«А ведь когда-то всё это уже было».

Эрих Мария Ремарк

Сейчас немного про знаки, но не те, что свыше, и не дорожные, что сбоку. О наградных и благодарственных. Это у нас были марки разных обществ и охраны, памятников, природы, красного креста и красного полумесяца, и, конечно, марки ДОСААФ. Но это придумали далеко не вчера. Русскую авиацию создавали подобным способом.

Если чуть подробнее, то ещё в 1904 году в России был учреждён «Особый комитет по усилению военного флота на добровольные пожертвования».

А в 1909 году при комитете был открыт отдел военно-воздушного флота. С 1912 года были учреждены специальные знаки и жетоны для жертвователей: от больших сумм, скажем так, от пятисот рублей и выше, до вполне демократичных трёх рублей. На аэродромах, которые тогда называли лётными полями, собирались зрители. Первых пилотов знали по именам. Даже наш классик Александр Иванович Куприн откликнулся рассказом «Мой полёт» - о своём неудачном эксперименте воздухоплавания с авиатором Заикиным. Все, что относилось к авиации входило в моду. За три года с момента своего создания военно-воздушный отдел организовал первые в России школы военного воздухоплавания  - в Севастополе (кстати, наши дельталётчики в 2020 году базировались на этом историческом месте) и в Гатчине.  И на добровольные пожертвования приобрели до сотни аэропланов (точной цифры не знаю, накладных не видел, беру приблизительное среднеарифметическое число). И это только на добровольные пожертвования! Что-то будет покупаться за рубежом, но и то, что самолёт «Илья Муромец» был построен Сикорским в России в 1913 году, забывать не будем. Рекорды, которые поставил отечественный самолёт,  ещё долго не давали покоя остальным частям суши.

Жетоны и знаки были разного крепления. От роскошных, почти орденов из драгметаллов до напуговичных и петличных значков – это мне видеть приходилось. А вот подтверждающий право ношения диплом довелось увидеть лишь недавно. Точнее, удостоверение за номером 1933 о награждении уроженца Жемконского наслега (поселок или часть волости) Средне-Вилюйского улуса (административный район) Вилюйского округа Георгия Алексеевича Кондакова серебряным нагрудным знаком «Особого комитета по усилению военного флота России на добровольные пожертвования», датированное 15 марта 1915 года. За что большое спасибо Татьяне Николаевне Афанасьевой,  директору Вилюйского краеведческого музея имени П.Х. Староватова. Это чтобы было понятно, что помощь шла отовсюду.

Вот такой вот дореволюционный ДОСААФ. В том имперском ДОСААФе  никто из нас с вами не состоял, даже самые долгожительные долгожители. А вот в нашем были практически все, и уж точно те, кто «прошёл» советскую школу. Платили членские взносы, одинаково мало, но все. Почему вспомнил эту организацию, возможно, в благодарность учебным авиационным центрам УАЦ ДОСААФ, из которых вышло немало хороших пилотов, в звании младших лейтенантов или на армейском сленге «микро майоров», многие из которых успели повоевать и в небе Афганистана, и не только...

ВОЕННЫЕ ЛЁТЧИКИ – ВОЕВАВШИЕ ЛЁТЧИКИ

Из-за всякого рода ковидов... эта часть написана именно так. А дочитав последнюю главу, поймёте почему.

Двенадцать лет назад мы попытались упрочить традицию. В Александрове у памятника воинам-интернационалистам собирались воевавшие представители ВВС. Наша газета была информационной поддержкой праздника. Два года встречи успешно проводились, в дальнейшем были планы и на музей-усадьбу отца русской авиации Николая Егоровича Жуковского в селе Орехово и на памятник первому космонавту планеты Земля Юрию Гагарину и лётчику-фронтовику Герою Союза Владимиру Серёгину. Кто не знает,  все эти знаковые места в нашей с вами губернии.

Двенадцатого  августа принято считать началом создания военной авиации России. Примечательно, что этот праздник приходится на день, в который православные вспоминают апостола от семидесяти Силу и мученика Иоанна Воина. Почему именно 12 августа? Оказывается, потому, что в 1912 году по Военному ведомству России был издан приказ, согласно которому вводился в действие «Штат воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба». Вот так  или примерно так начинались наши материалы.

Двенадцать лет назад пришло девять человек:

КИБИС Михаил Степанович - генерал-майор,

СИДОРИН Геннадий Алексеевич – майор,

БАРЫБИН Михаил Владимирович – капитан,

ГРАЧЁВ Александр Владимирович – майор,

БУШ  Вадим Станиславович – майор,

ДОРОЖНОВ Николай Николаевич – капитан,

ГАЛУНОВ Владимир Николаевич – майор,

СОТНИКОВ Игорь Васильевич – майор,

ЗАЙЦЕВ Виталий Николаевич – майор.

Не буду делить на техников, пилотов, штурманов, бортинженеров и борттехников, стрелков-радистов, потому что для большинства людей с самого детства незыблемо понятие: если человек сидит в летящем самолёте и при всём этом он не пассажир, то это лётчик.

Теперь уже, комментируя список, можно сказать вечная память ушедшим! Вечная слава живым! Слава ВВС России!

О ТЕХ, КОГО СЕГОДНЯ С НАМИ НЕТ...

«Я бы Звезду эту сыну отдал просто на память...

В небе висит, пропадает звезда — некуда падать».

Владимир Высоцкий

Красивые и одновременно грустные строчки песни «Погибшие в небе за Родину, становятся небом над ней». Сначала может показаться, что это красивая поэтическая метафора. Из фильмов, а откуда ж ещё, мы знаем, что погибшему лётчику подаются воинские почести: залп, на холмике шлемофон, вместо памятника приборная доска или что-то долговременное, оставшееся от самолёта или вертолёта. А там может не остаться совсем ничего. В кино все зрелищно, в реальной жизни жутко. Корпуса редукторов из магниевых сплавов. Горит быстро, как бенгальский огонь... Жуткий бенгальский огонь...      

Возможно, вы, дорогие мои читатели, скажете мне, что начать надо было с именитых ВВСников, с тех, кто приближал, как мог, великую Победу – с Героя Советского Союза Алексея Петровича Чулкова, с моего учителя физкультуры - воздушного стрелка Ивана Алексеевича Васильева, чьи заслуги не умалили даже наши тогдашние союзники, наградив, как лучшего лётчика. Безо всякого сомнения вспомнить Героя России Романа Филиппова, у которого день рождения 13 августа, но ему теперь навсегда тридцать три. У большинства людей правильно работает определитель «свой – чужой». Никто не переспрашивает, каким боком люди, произнесшие такие слова: «Это вам за пацанов!»; «Работайте, братья!»; «Идём правее, на солнце, вдоль рядов кукурузы», - наши земляки. Тут не боком, тут сердцем...

Вчера передавал неврученные награды старшему сыну Николая Николаевича Дорожнова. Так положено по традиции передавать старшему сыну, особенно, если и у него растёт сын. Капитана не стало ещё в 2018. Вот поэтому и список 2010 года. Я не стал всех обзванивать...

Может быть,  не к месту, но дата обязывает, и ещё не отболело.  И вряд ли отболит «Курск» 12 августа 2000. И два портрета на школе имени Героя лётчика Чулкова – Саша Зайцев и Саша Неспоров. В день выхода газеты Александру Неспорову было бы шестьдесят, было бы...

Почему на день авиации вспоминаю всех и моряков, и мотострелков...

Вернитесь к началу. Детский сад, прогулка, расстёгнутая курточка взята за полы...

В. КУЛЬКОВ

Фото автора, Анастасии Кульковой, Татьяны Афанасьевой.

 

© 2024 . .