ОТКЛЮЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
МЕНЮ

На прошлой неделе завершился 41 Цветаевский фестиваль поэзии, посвящённый 130-летию со дня рождения Марины Цветаевой (1892 – 1941 гг.). В этом году праздник подарил шесть незабываемых дней наполненных концертами, спектаклями, презентациями, музыкой, а главное поэзией. Среди них особенно ярко выделяется постановка «Каменный ангел», которую зрители увидели 30 июня в Зале под сводами Литературно-художественного музея Анастасии и Марины Цветаевых.

В прошлом году гости Цветаевского фестиваля познакомились с Заслуженной артисткой РФ, актрисой Московского театра на Юго-Западе Кариной Дымонт. Она представила моноспектакль по пьесе Марии Цветаевой «Червонный валет».

«Каменный ангел» – это новое прочтение и продолжение уже знакомого материала. В основу спектакля легли две пьесы Марины Цветаевой «Червонный валет» и «Каменный ангел», а его премьера прошла совсем недавно, 25 июня, на сцене Арт-Кафе Театра на Юго-Западе. Александровский зритель стал вторым, кто увидел этот обновлённый вариант.

Как пишет крупнейший специалист по творчеству М.И. Цветаевой Анна Саакянц, «Червонный валет» – это первый шаг в драматургии Марины Ивановны. Небольшая пьеса написана осенью 1918 года. Действующие лица – игральные карты, характеры которых практически не прописаны, есть только фабула. Слуга – Червонный Валет – беззаветно любит двадцатилетнюю госпожу – Червонную Даму, супругу старого Червонного Короля. А на горизонте появляется Пиковый Король…

В своём дневнике Цветаева писала: «Я рада тому, что всё у меня приходит само: я писала стихи – мне говорили: пишите пьесы! – я писала стихи. Потом стала писать пьесы, это пришло, как неизбежность, просто голос перерос стихи, слишком много вздоху в груди стало для флейты». Литературоведы считают, что это был уход от зловещей действительности: революции и гражданской войны.

Что касается «Каменного ангела», то сама Цветаева считала её утерянной. Лишь в 1964 году тетрадь с пьесой была найдена, она сохранилась у актрисы Марии Ивановны Гриневой. Главная роль в пьесе «Каменный ангел» предназначалась подруге Цветаевой, ей же посвящена «Сонечке Голлидэй – Женщине – Актрисе – Цветку – Героине». Действие пьесы происходит в Германии 16 века  у колодца со статуей каменного ангела, куда приходят девушки рассказать о своей несчастной любви, но только одна Аврора – о счастливой. Она влюблена в самого Ангела и отвергает реальных женихов. Потом появляется Амур, который описан как охотник, красавец и француз по духу, и его мать старая колдунья Венера...

Новый спектакль представили актёры театра на Юго-Западе Карина Дымонт, Людмила Лазарева и Максим Метельников. На импровизированной сцене развешаны ткани и карнавальные маски, которые по ходу пьесы превращаются из одного образа в другой. Спектакль идёт без антракта – сразу два произведения, а актёры не меняют костюмы, из-за чего образы действующих лиц плавно сменяют друг друга. Зритель наблюдает за метаморфозами: перед вами Валет Червонный, а вот уже он становится Каменным Ангелом, которого сменяет Амур.

Спектакль совершенно не похож по духу на моноспектакль. Игра актёров настолько захватывает, что совершенно не хочется смотреть на время, а только наслаждаться и впитывать, как губка, прекрасные строки Цветаевой в исполнении талантливых и профессиональных артистов. Хорошо поставленный голос, ещё той советской театральной школы, когда не нужны никакие микрофоны, а звук достигает каждого зрителя. Бесподобная передача образа и моментальная смена ролей затягивает в водоворот повествования.

Спектакль проходит на одном дыхании и мыслях о безграничной и бессмертной любви. И нет такой силы, которая могла бы разлучить два сердца, если они предназначены друг для друга свыше.

Карина Дымонт отметила, что очень любит приезжать на Цветаевский фестиваль, и выразила надежду ещё не раз выступить перед александровским зрителем.

А. КУЛЬКОВА

 

 

© 2024 . .