ОТКЛЮЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
МЕНЮ

Дорогие коллеги, друзья, жители нашего древнего города!

 Искренне поздравляю с профессиональным праздником всех, кто создаёт и бережёт красоту, щедро одаривая ею мир!  Среди них – известные имена Александровской земли, талант и служение которых прославили историю края, литературное и художественное творчество, искусство музыки и танца, великое просветительское подвижничество. Пусть же так будет всегда! Огромное спасибо всем коллегам по «культурному цеху» за сотрудничество, пусть оно и далее воплощается в красивые и креативные проекты! Сердечно желаю всем здоровья, вдохновения, добра и удачи!

В канун Дня культуры позволю себе поздравить и всех александровцев, потому что несколько дней назад наш любимый город обрёл, наконец, свой истинный исторический возраст – с 1513 года,  соответствующий его уникальному прошлому. Мы ждали это решение несколько лет - с тех пор, как музейщики нашли подлинные, подтверждающие дату, документы… Огромное спасибо руководству города и общественности за поддержку нашей инициативы.

Обнаружение этих документов было цепью закономерных случайностей, которые нередки в музейном труде и которые складываются порой в невероятные истории. Нам показалось, что они вызовут ваш интерес, уважаемые читатели, и в канун праздника мы презентуем новую музейную рубрику под названием «Следствие» ведут знатоки». Надеемся на внимание и благодарим всех, кто станет постоянным читателем, а значит, соучастником нового проекта. Сегодня  его премьера, пусть она будет успешной.

Ещё раз с праздником всех соратников и почитателей российской Культуры!

С уважением, А.С. ПЕТРУХНО,

директор музея-заповедника

 «Александровская слобода»,

Заслуженный работник культуры России,

Почётный гражданин города Александрова.

  «СЛЕДСТВИЕ» ВЕЛИ ЗНАТОКИ

 РУССКАЯ КНЯЖНА, АРМЕЙСКИЙ БРИГАДИР И ПИВНАЯ КРУЖКА

Работа музейного сотрудника зачастую похожа на расследования знаменитых сыщиков. История почти каждого экспоната скрывает в себе непредсказуемые тайны, над которыми десятилетиями ломают головы «музейные детективы». А порой совершенно внезапно череда случайностей может стать ключом к расшифровке многолетних загадок.

Так произошло и с необычной серебряной кружкой, которая более века хранилась в сокровищнице музея как «неопознанный объект». Только драгоценный металл выдавал высокий достаток прежнего обладателя сосуда, да затейливый герб с короной указывал на именную вещь, чем вызывал ещё больший интерес к музейной редкости. На эмблеме рукой талантливого мастера изысканно выгравировано золотое копьё, рука в латах, держащая меч, и серебряная стрела, к которой лентой подвешено ядро. Было понятно, что это один из фамильных аристократических гербов. Но никто не знал, чей он. Десятки лет оставалось загадкой, кому же принадлежала эта семейная реликвия. Таились робкие догадки: возможно, это кружка Марфы Алексеевны Романовой? Ведь последние годы жизни опальная царевна провела в Успенской обители в Слободе.

Музейщики изучали архивы, работали с реставраторами, старались расшифровать клейма. Но почти всё безрезультатно. Единственное, что интуитивно чувствовали научные сотрудники - старинный драгоценный сосуд должен поведать какую-то особую историю. Ведь испокон веков дизайну посуды придавалось особое значение, все важные договоры «скреплялись» пышными пирами, где действовали строгие «питейные ритуалы». Но музейная кружка много лет упорно скрывала от всех свои тайны.

И вдруг в 2005 году на одном из столичных музейных форумов М. Рыбакова, тогда главный хранитель «Александровской слободы», познакомилась с коллегой из Музеев Московского Кремля – А. Кудрявцевой. Неожиданный визит хранителя драгоценной посуды Оружейной палаты приоткрыл завесу тайны. Опытный практик опознала в нашем «инкогнито» шведскую кружку для пива. Европейские ювелиры проявляли необычайную изобретательность при изготовлении питейной посуды, поскольку она была доказательством статуса и богатства владельца. Пивные кружки вплоть до XIX века делали вручную под заказ, поэтому каждая из них была уникальна. Этот экземпляр, изготовленный во второй половине XVII века, златокузнец украсил ножками-шарами и фигурной ручной с рычажком для большого пальца. Массивная ручка была обязательным атрибутом кружки, чтобы пенные напитки не нагревались от руки. Из средневековой Европы пришла и традиция закрывать питейную посуду крышками. Ведь разбушевавшаяся эпидемия чумы поглощала целые города, а насекомые повсеместно разносили болезни. Тогда-то власти и приказали изготавливать всю посуду исключительно с крышками и повелели иметь индивидуальные сосуды для пития. Чуть позже родилась традиция производства индивидуальных пивных кружек, украшенных гербом. Ювелиры изначально оставляли наружные поверхности гладкими, чтобы владельцы сами декорировали кружки по своему вкусу.

Так неожиданно мы узнали «место и историю рождения» загадочного сосуда. Оставалось выяснить, как он попал в Россию… Спустя несколько лет, на одной из конференций Государственного Исторического музея мы услышали доклад о первом гербовом заведении в России. Учреждённая Петром I в 1722 году контора для толкования и составления гербов породила настоящую «гербовую лихорадку». Все более  или менее знатные люди захотели обзавестись собственными отличительными знаками - демонстрацией заслуг и богатой историей рода. Тогда же из западной Европы пришла мода на декорирование посуды геральдическими символами. Так стало понятно, что герб на музейной кружке мог появиться не раньше второй четверти XVIII века. Очередная случайность ещё на шаг приблизила нас к разгадке тайны.

С тех пор снова прошло  несколько лет. И вдруг в библиотеке Всесоюзного института реставрации мы наткнулись на репринтное амстердамское издание книги 1705 года «Символы и эмблемата», которая содержала более 800 примеров гербов российского дворянства с расшифровкой отдельных знаков. Согласно трактовке символов, удалось выяснить, что владелец драгоценного сосуда для пива – прославленный титулованный воин. Но кто он?

Окончательную точку в определении имени владельца снова поставил случай. В сентябре 2021 года в Александрове состоялся XXV Международный слёт геральдистов. Здесь по воле судьбы оказалась и М. Рыбакова, много лет пытающаяся разгадать имя владельца музейной реликвии. Она, пользуясь случаем, решила обратиться к геральдистам за помощью. Через несколько дней раздался звонок, и К.Ф. Мочёнов, директор правления Союза геральдистов России, сообщил радостную весть: на серебряной кружке изображён герб Фёдора Васильевича Сабурова (1717-1790). Оказалось, что отрисовка данного герба встречается только в одном (самом раннем!) гербовнике, которой долгое время был известен только ограниченному кругу специалистов. Вот почему его не удавалось обнаружить.

Одновременно к делу подключился ещё один известный геральдист - В.В. Мишин, благодаря которому история «молчаливого экспоната» начала оживать.

Владелец кружки происходил из рода Сабуровых - древнейшей русской дворянской фамилии (одного происхождения с Годуновыми). Род ведёт свою историю с конца XIII века от Чета-Мурзы (выходца из Золотой Орды, основателя Костромского Ипатьевского монастыря). Родоначальник фамилии Фёдор Сабур (от арабского «терпеливый») хорошо известен как участник Куликовской битвы - именно он вынес с поля боя раненого Дмитрия Донского. Сабуровы всегда занимали видные государственные и военные должности при дворах московских великих князей и русских царей. Сабуровы первыми после княжеских родов попали в так называемую «Бархатную книгу» (родословная книга наиболее знатных боярских и дворянских фамилий России).

Фёдор Васильевич Сабуров оказался наиболее известным представителем фамилии в четырнадцатом колене. Национальный герой и отважный воин, он прославился многими ратными подвигами. Фёдор Сабуров воевал в Русско-турецкую войну (в том числе, и при штурме Очакова). Был участником и самого крупного военного конфликта XVIII века - Семилетней войны. А к 1763 году он уже командовал несколькими полками, дослужившись до звания бригадира (военный чин в пехоте или коннице выше полковника и ниже генерал-майора).

Открывшееся имя статусного владельца пивной кружки стало настоящей сенсацией! Поскольку первой женой великого московского князя Василия III была Соломония Сабурова, а сын Ивана Грозного - царевич Иван первым браком был женат на Евдокии Сабуровой. Резонно возникал вопрос: был ли с ними в родстве Ф.В. Сабуров? Ведь Александровская слобода сыграла роковую роль в жизни обеих женщин. Осенью 1525 года здесь была решена судьба Соломонии. После 20-летнего бездетного брака Василий III призвал бояр на совет в Слободу. Тогда было принято решение постричь бесплодную княгиню в монастырь и сочетаться новым браком. А осенью 1571 года здесь в Покровском соборе венчался царевич Иван с Евдокией Сабуровой. Но брак тоже оказался неудачным. И уже через год царевна так же, как и её тетя, была пострижена в Покровский монастырь в Суздале, поскольку была «неспособна к чадородию».

Поразительно, что именно благодаря этим бракам с монархами род Сабуровых необычайно возвысился и получил значительные привилегии. Они стали обзаводиться землями вблизи излюбленных мест отдыха царствующих особ. В Переяславском уезде появилась деревня Сабурово, в 25 верстах от Александровой слободы они приобрели сельцо Шихово, а недалеко от современных Петушков - усадьбу во Вспушках. И в плоть до XIX века Сабуровы владели землями во Владимирской губернии, да и в ХХ столетии во Владимире жили их потомки.

Возможно, кто-то из Сабуровых в память о своих венценосных родственницах Соломонии и Евдокии сделал вклад в Успенский девичий монастырь в Слободе, и именно так драгоценный образец посуды оказался в ризнице Троицкого собора? Или же пивная кружка находилась в одной из дворянских родовых усадеб Александровского уезда, где собиралось аристократическое губернское общество, и в 1920 году она поступила в числе первых экспонатов во вновь созданный уездный музей? К сожалению, ответы на эти вопросы пока не найдены. Тем не менее, герб на музейной кружке помог восстановить целую историю древнего рода, связанного с Александровской землей. А каким образом кружка попала в музейную сокровищницу, нам предстоит ещё узнать - «музейный детектив» длительностью в четверть века  продолжается…

М. РЫБАКОВА,

заместитель. директора музея-заповедника «Александровская слобода».

В. МИШИН,

член правления Союза геральдистов России.

© 2024 . .