ОТКЛЮЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
МЕНЮ

По замыслу  Александра Твардовского, написавшего поэму «Василий Тёркин», герои Великой Отечественной войны - и рядовые бойцы, и офицеры, и генералы, сражавшиеся в великих битвах под Москвой и на Днепре, отстаивавшие маленькие деревеньки и стратегически важные высоты, - «в одной бессмертной книге будут все навек равны». Ведь вклад каждого из них в Великую Победу  неоценим. В этом и состоит  главный посыл  спектакля Александровского  драматического театра «Василий Тёркин». 

Тёртый жизнью и войной…

«Книгу про бойца» (второе название поэмы) не раз инсценировали в прошлом веке, посвящая её юбилеям и патриотическим датам, но в последнее время про А. Твардовского вспоминают редко. В Александрове  поняли, что пришло время вернуть народного героя зрителям. Премьера спектакля состоялась 13 апреля, и для его режиссёра этот показ, возможно, станет «пропуском»  в профессию — Сергей Гаврилов, являясь выпускником театра (художественный руководитель А. Чернобай),  дебютировал перед александровской публикой.

- В Тёркине - сила духа несгибаемого народа, — отметил перед началом  худрук театра. - Мы хотели, чтобы зритель подумал над тем, что такое война, что значит умереть в бою...

Если кто-то не читал легендарное произведение Александра Твардовского, хотим сказать, что поэт прошёл ногами всю Великую Отечественную  фронтовым журналистом, знал  правду о войне «от» и «до», и в своём произведении отобразил реальных солдат на войне, чем они жили и дышали. А. Твардовский представил читателям Тёркина этаким мужичком лет за 40, который уже пожил и знает жизнь во всех её проявлениях, с деревенской хитрецой, простоватостью, но в то же время с мудростью прожитых лет. Солдат всегда  и шуткой подбодрит, и в трудный момент поможет.

 

Про медаль, гармонь, переправу, смерть…

Хотя у А. Твардовского 30 глав с прологом и эпилогом лишены сюжета (автор  был убеждён, что «у войны сюжета нету»), режиссёр  выстроил спектакль как  последовательное повествование о пребывании бойца В. Тёркина на войне (роль исполнил Василий Устюгов),  отчего спектакль воспринимается целостным полотном. В действе в стихах есть свой  видеоряд, оно насыщено  музыкой и песнями (художник-постановщик Елена Рогачёва), но спектакль не превращается в литературно-музыкальную композицию.

Вот  сцена, где в госпитале Тёркин говорит свой знаменитый монолог про медаль… Хорош эпизод с гармонью. В полной мере зритель погружается в самую гущу боя. В спектакле нет каких-то крутых декораций, но минимальными средствами показан ужас войны и действия солдат: на переправе бойцы пытаются удержаться на понтонах -  надо переправиться на другой берег и захватить плацдарм. Только вперёд! Чувствуется страх смерти, когда на тебя охотится фашист, и солдат пытается спрятаться, а потом вступает в рукопашную с врагом. И тут нет вариантов - или ты его, или он тебя. И надо постараться, чтобы ты его. Ведь за тобой семья, друзья. За тобой Родина! Не правда ли, очень актуальные параллели, когда сегодня на дальних рубежах идут бои на полях СВО, где, наверное,  есть в ротах и взводах свои Васи Тёркины… Сцена прихода смерти к  Тёркину и её разговор с ним тоже запомнится зрителям,  когда он, казалось бы, ранен смертельно, прогоняет её…

 

Женские образы и  юмор

Женских персонажей  в постановке оказалось немало - девушки-санитарки, врач, певицы, бабка  помогают режиссёру создать некий обобщённый образ русской женщины. Все эти разновозрастные персонажи в различных эпизодах спектакля подчёркивают и важность роли прекрасной половины для боевого духа солдат, и неоценимый вклад женщин в достижении победы. На протяжении  спектакля все его действующие лица создают образ великого народа, победившего «коричневую чуму».

Лёгкий и умный спектакль рекомендовали бы  посмотреть всем и приходить на него семьями, тем более что идёт он всего один  школьный час – 45 минут. Возможно, кто-то сейчас думает, что в связи с СВО  необходимо запретить людям  улыбаться, петь и танцевать… Для них, наверное, стоит  процитировать несколько строк из  поэмы:

Жить без пищи можно сутки,

Можно больше, но порой

На войне одной минутки

Не прожить без прибаутки,

Шутки самой немудрой.

Не прожить, как без махорки,

От бомбежки до другой

Без хорошей поговорки

Или присказки какой.

И таких жизнеутверждающих нот в «Василии Тёркине» много. Спектакль можно посмотреть в Александровском  театре драмы до 3 мая, открыта предварительная продажа билетов, их помогут  приобрести  «Пушкинские карты».

 

О вере в Победу и любви к Родине

За то время, что длится действо, Василий Тёркин и его товарищи становятся каждому в зале по-настоящему родными, близкими и по духу, и по поступкам людьми. Режиссёр-постановщик Сергей Гаврилов постарался выстроить происходящее на сцене максимально так, чтобы действующие лица спектакля были не какими-то отвлечёнными героями, поднятыми на недосягаемый пьедестал, а «ребятами с нашего двора», друзьями по дому или работе, только волею судьбы попавшими на войну.

Режиссёру и его талантливой команде на основе  произведения Александра Твардовского удалось показать, в чём сила русского характера. Театральная повесть, насыщенная прекрасными стихами, юмором и песнями, без всякой назидательности  говорит простым, доступным языком о вере в победу и любви к Родине. Это и есть воспитание патриотизма.

Соб. инф.

Фото: Н. Капранова

© 2024 . .