ОТКЛЮЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
МЕНЮ

Шестого  апреля в Зале под сводами литературно-художественного музея Марины и Анастасии Цветаевых состоялось открытие XXIX Международного фестиваля камерной музыки имени Сергея Коршункова.

В начале XX века выдающийся александровский  просветитель, учитель математики Сергей Алексеевич Коршунков организовал в Александрове струнный квартет, просуществовавший почти 70 лет.

Музыкальные традиции того времени возродились в 1995 году. И если раньше в доме Коршункова собирались представители местной интеллигенции и музицировали на струнных инструментах, то ныне на струнных, вокальных и фортепьянных вечерах своим творческим мастерством очаровывают и восхищают как титулованные музыканты и солисты, так и те, кто только начинают свой путь в искусстве и стремятся к вершинам музыкальной культуры. 

В музее бережно хранятся отреставрированные инструменты струнного квартета вместе с коллекцией нот второй половины XIX-начала XX вв. На  скрипке, изготовленной в XVII веке известным скрипичным мастером Матиасом Клоцем, играл С.А. Коршунков,  впоследствии  - учащиеся Александровской музыкальной школы (победители конкурса им. Фёдора Алаева). Элитный рояль немецкого качества  Bechstein весь вечер радовал исполнителей и слушателей великолепным звуком.

Коршунковские традиции были продолжены в 1959 году, когда в Александрове открылась музыкальная школа, сейчас это детская школа искусств (ДШИ) имени В.В. Зубова, местного мецената, который в 1913  открыл курсы по обучению детей музыкальной грамоте и музыке. Традиция здесь живёт и поныне. Своеобразной прелюдией к открытию фестивальной программы стало выступление александровских исполнителей: слушателям  представили  номера в исполнении учащейся ДШИ Серафимы Глущенко (скрипка, преподаватель Н.П. Савенков, концертмейстер В.А. Бакеева, фортепиано), преподавателей ДШИ  В.А. Бакеевой и Н.П. Савенкова. Затем «ноты» взяли в свои руки гости – преподаватели и студенты кафедры «Ансамбль» Государственного музыкально-педагогического института им. М.М. Ипполитова-Иванова.

В первый день фестиваля прозвучали «Концертный дуэт для флейты и фортепиано» К. Черни, «Сюита для флейты, скрипки и фортепиано» М. Бони, «Мадригал-соната для флейты, скрипки и фортепиано» Б. Мартину, «Сюита для скрипки, кларнета и фортепиано» А. Арутюняна и другие. Программу вела Ирина Александровна Грайфер – доцент кафедры «Ансамбль», основатель  «Фортепианного квартета имени М.М. Ипполитова-Иванова», лауреат международных конкурсов, автор учебных программ и научных статей. Представляя концертные номера, рассказывая об истории создания или музыкальном стиле, она приводила интересные факты, говоря о «Цветочной пьесе» Шумана для салонного музицирования, рассказала, что с помощью  букета можно назначить конкретное время свидания, если использовать гиацинт и колокольчик. Мы узнали, что такое «жестокий романс» и услышали его в исполнении Ирины Грайфер (фортепиано) и Анны Певговой (скрипка). Слушали с открытой душой и благодарили аплодисментами Марию Телепневу, Анастасию Рузину и Веру Орешко (флейта), Василису Лалетину и Ладу Быченко (скрипка), Надежду Степанову (кларнет), Надежду Никитину, Марию Гутман, Павла Колоскова, Карима Харламова (фортепиано).

Поддержать коллегу и студентов приехала доцент кафедры «Ансамбль», преподаватель кафедры «История и теория исполнительского искусства» Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, лауреат международных конкурсов, автор методических пособий, учебных программ и научных статей Татьяна Алексеевна Лукашина.

Второй фестивальный день ознаменовался участием двух струнных квартетов и  бессменного художественного руководителя фестиваля, альтистки, народной артистки России, профессора А.Е. Францевой. Этот день был посвящён 100-летию российско-армянского струнного квартета имени Комитаса, основанного в 1924 году и имевшего в Советском Союзе репутацию одного из лучших камерных ансамблей. В исполнении Струнных квартетов Российской академии музыки имени Гнесиных (квартетные классы профессора А.Е. Францевой) прозвучали произведения композиторов С. Цинцадзе, А. Шнитке, Комитаса-Асламазяна. Судьба Комитаса, рождённого под именем Согомон Кеворк Согомонян, представляет особый интерес – это армянский композитор, музыковед, фольклорист, певец, хоровой дирижёр, а перед этим – священнослужитель Армянской церкви, получивший при принятии монашества имя Комитас. Слушатели тепло встретили музыкантов обоих струнных квартетов – Айгерим кызы Райимкул,  Дарью Белякову, Анну Маркову, Арсения Мингалёва, Людмилу Кондакову, Ивет Боррего Карбонель, Амину Сайдуллину, Ивана Ильицкого.

Директор музея Н.В. Воронина поблагодарила преподавателей и артистов за прекрасные выступления и вручила им Благодарственные письма за организацию и проведение вечеров камерно-инструментальной музыки  в рамках XXIX Международного фестиваля камерной музыки имени С.А.  Коршункова. В ответном слове А.Е. Францева поблагодарила александровскую публику за искренний интерес к таким концертам и выразила надежду на встречу в следующем году, на тридцатом Коршунковском фестивале.

Т. Толстенко.

Фото автора

© 2024 . .