ОТКЛЮЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
МЕНЮ

Накануне профессионального праздника работников культуры мы встретились с О.А. Ловчевой. Преподаватель высшей квалификационной категории и заведующая отделением изобразительного искусства Александровской районной детской школы искусств («АРДШИ им. В.В. Зубова»), «Педагог-художник 2019 года», художник, мастер декоративно-прикладного искусства – Ольга Александровна рассказала много интересного о работе, коллегах, учениках…

- Ольга Александровна, как устроено обучение в отделении изобразительного искусства?

- Дети учатся пять лет, но, согласно новым требованиям, имеют право  и на шестой год, если ими ещё не окончена общеобразовательная школа. Есть подготовительное отделение, где ребята занимаются раз в неделю. Здесь главная цель – постепенное приучение их к выполнению академической программы и к домашним заданиям. У многих есть иллюзия, что рисовать  легко. Как раз  подготовительное отделение «отсеивает»: кто сможет выдержать, у кого желание рисовать останется, тот будет учиться дальше. У нас несколько образовательных дисциплин, в их числе рисунок, живопись, станковая композиция, история искусств, они являются обязательными. Предмет «станковая композиция» напрямую связан с историей искусств. Только в 4-5 классах выходим  на авторские композиции, итогом изучения становится серия  иллюстративных листов. Также есть вариативная часть, в которой первые 2 года занимаемся скульптурой, и с 3 по 5 год – декоративной композицией.

- Куда поступают Ваши выпускники, кем становятся и работают ли по профессии?

- У нас не художественная школа, а именно отделение изобразительного искусства в детской школе искусств. Дети поступают в архитектурные и художественные колледжи, в институты и академии, в том числе в МАРХИ, Академию Сергея Андрияки, МГСУ, СПбХУ им. Н. Рериха, АХПК им. В.В. Васнецова.

Школа выдает документ об окончании отделения ИЗО, но в основном на поступление влияют личные творческие способности и достижения, портфолио, грамоты за участие в конкурсах, и, конечно, знания. Мы давно боремся за то, чтобы наш документ был влиятельным, это должно быть закреплено на законодательном уровне. Некоторые сдвиги есть. Нас убрали из сферы услуг, закрепив понятие «образование в сфере культуры». То есть мы стали первой ступенькой в профессиональном образовании.  

- Есть ли художественные традиции в школе?

- Разумеется,и появились некоторые из них благодаря районной власти. Школа и я лично очень благодарны главе администрации А.В. Кузнецовой, заместителю главы И.К. Сергеевой, бывшему директору школы Т.Ф. Фокиной за то, что нам предоставили здание на улице Ленина. Правда, пока не переустроены подвалы начала 20-го века с потолками 2 м 40 см и краснокирпичными стенами. Если бы нашлись средства, мы бы сделали там  мастерские – керамическую и столярную, спустили туда копировальный класс  и пригласили на работу скульптора-профессионала.

В 2023-2024 учебном году в первый раз состоялся внутришкольный конкурс скульптуры. В марте планируем конкурс наброска. Участники – учащиеся нашего отделения и ребята из отделений АРДШИ в Струнино, Карабаново, Балакирево. Надеемся, что эти конкурсы станут ежегодными и традиционными.

Уже давно сложившаяся традиция – ежегодные итоговые выставки ко дню города Александров, это подарок городу и нашим детям. В конце 2023 года в первый раз мы нашу итоговую выставку представили во Владимире в детской художественной школе, и она собрала внушительную аудиторию, хорошие отзывы, и меня порадовало, что педагоги школы, которая считается одной из лучших в областном центре, высоко оценили работы наших детей.

И опять хочу поблагодарить районную администрацию. С получением нового помещения мы можем организовывать в нашей школе выставки взрослых художников, мастеров. Уже прошли художественные выставки Сергея Небесихина, Анатолия Демьянова; Елена Зарубина сейчас выставляется – полный восторг. Планируем ещё одну её выставку, это будет иллюстративный материал. После 15 марта – профориентационная выставка колледжа музыкально-театрального искусства им. Г.П. Вишневской (постановочное и живописное отделения  нужны нашим детям). И заканчиваем год выставкой Академии Акварели и изящных искусств С. Н. Андрияки. Это тоже теперь наша традиция. Отмечу, что все едут к нам бесплатно. Подпитываются энергетикой, делятся знаниями и умениями. Лиза Андрияка проводила мастер-класс, и девочка во втором классе, слушая, что говорит Елизавета, написала неплохой  портрет с натуры.

- Ольга Александровна, расскажите о себе.

- В педагогике  работаю более 30 лет. У меня была студия, которую я набрала, чтобы в сложные времена выжить. В самый первый набор пришли мальчишки, среди которых был Даниил Макаров, который у меня потом окончил АРДШИ и поступил в МАРХИ. Ныне он замечательный архитектор. На экскурсии в Пскове мне о нём, как о замечательном молодом скульпторе, рассказывала экскурсовод. Его супруга тоже окончила нашу школу, встретились они уже в МАРХИ и образовали замечательную семью. К нам они приезжали три года назад, с детьми проводили профориентационную встречу, рассказывали о своей работе и прочитали потрясающую лекцию детям по историям древнерусской архитектуры и древнерусской иконы.

Я, наверное, перфекционист, стремлюсь к идеальному результату. Окончила педагогический университет по специальности «преподаватель ИЗО и дизайна». В 2000 Т.В. Фокина пригласила меня работать в АРДШИ, за что я ей очень благодарна, потому что это безусловный рост в преподавательской деятельности. Благодарна своим коллегам-педагогам, мы не останавливаемся на достигнутом. Несмотря на большой опыт, постоянно учимся. В данный момент наша школа работает по программе, разработанной педагогами Московской Центральной Художественной школы (МЦХШ),  все наши преподаватели прошли курсы повышения квалификации, имеем документы о переподготовке. Отбираем работы детей и возим их на просмотры в Москву.

- Как Вам работается с коллегами?

- Все мы – «играющие тренеры». Елена Вячеславовна Карунина – художник и волшебный керамист.  На выставке художников-педагогов в Покрове её работа вызвала восторг, керамика у неё великолепна. Татьяна Андреевна Шуйская – художник-график, специалист по линогравюре. Я считаю, что у её учеников самая сильная линогравюра в области.  Дарья Николаевна Смирнова (моя дочь) много выставляется, первый показ был в Александровском художественно-краеведческом музее. Сейчас её выставки в Иванове, Москве, Питере. Была она на и АРТ-кластере «Таврида». Горжусь, что причастна к воспитанию уникального художника. У нас очень хороший коллектив, мы не просто коллеги, мы единомышленники, а это дорогого стоит.

– Как Вы считаете, преподаватель должен владеть всеми видами искусства, или же он может выбирать то, что ему ближе?

- Есть люди, которые сами не пишут, не рисуют, но имея образование, преподают. Это неправильно,  я с этим не согласна. Считаю, что ты должен сесть и показать сам, на своем листе, как правильно делать, не исправляя детскую работу. Всегда говорю своим ученикам: «Вы должны быть лучше меня. Если будете со мной наравне или хуже, значит, я со своей задачей не справилась. Нужно, чтобы вы пошли дальше, были великими, а я – лишь первая ступенька».

– Какие особые качества и навыки нужны человеку, чтобы успешно обучать детей творчеству?

- Обучить творчеству, наверное, невозможно. Это либо есть, либо нет. Каждый год приходят разные дети, я пытаюсь научить их воспринимать творчество других художников. Два раза в год посещаем Третьяковскую галерею, Пушкинский музей.

В принципе, что нужно для работы? –  вера. Вера в то, что каждый раз к тебе пришёл гений. Например, Аня Каковкина сейчас замечательный скульптор. Хотела уйти из школы, когда стали возникать первые трудности, сказала «буду ветеринаром». Но мы просто перевернули для неё программу, всё сделали так, чтобы ей было интересно,  и в результате страна и мир получат великолепного скульптора. Сейчас Анечка учится в Академии живописи,  ваяния и зодчества Ильи Глазунова.

Ещё нужны терпение и крепкие нервы. Нам непросто работать на фоне различных студий и кружков, которые обещают быстро научить рисовать, а на самом деле проводят арттерапию. У них не обучение, а развлечение. Увы, стать художником «за час» невозможно.

– Бывают ли трудности в работе?

- Есть сложности дисциплинарного характера, самая большая проблема с одарёнными детьми. Они привыкли к тому, что всё легко. Учителю нужно, чтобы ученик ещё поработал с эскизом, сделал варианты в разных тональных соотношениях, а тому уже скучно. Он уже выдал «на гора» - он же «гений». Делать больше не хочется. И у них случается быстрое выгорание.

Очень люблю детей «середнячков», которые ничем особенным себя на приёмных экзаменах не проявили. Но если «середнячок» трудолюбив, то он окончит нашу школу с красным дипломом. Это те дети, которые понимают, зачем пришли. Они работоспособны, пунктуальны, умеют себя заставить и т.д.

Чтобы заинтересовать, мы придумываем всякие «фишечки», ищем индивидуальный подход к каждому ребёнку, за исключением тех случаев, когда учащийся не соблюдает дисциплинарные требования. У нас всё же ШКОЛА, а не кружок. Несмотря на то, что сидит группа, ты работаешь индивидуально. Мы заставляем и учим детей думать.

– Вы только график или занимаетесь и живописью? Есть ли у Вас любимый жанр?

- Благодарна А.С. Петрухно за знакомство с С.Н. Андриякой на выставке в музее-заповеднике «Александровская слобода». Ездила к Сергею Николаевичу на мастер-классы для педагогов, и он для меня раскрыл акварель как абсолютно уникальный материал для художника. Акварель остаётся моей любовью. Пишу натюрморты для того, чтобы не потерять мастерство. Как художник-график сейчас занята новой работой, пока  рабочее название «Поклонение волхвов», пытаюсь соединить графику и живопись, акрил и карандаш. Посмотрим, что получится. Когда рисует педагог, дети по-другому на него реагируют.

Пишу и маслом. В период обучения было масло, но никто не давал методику, подробных объяснений, поэтому  сейчас занимаюсь онлайн – каждый понедельник  учусь. Конечно,  никогда в жизни не стану пейзажистом, но я должна знать принцип работы на пленэре, и этому тоже учусь. Пишу пейзажи, но мне это не очень интересно, не цепляет. Мне хочется делать работы, которые «пройдутся» по душе. Очень хочу делать станковые композиции.

- Знаю, что занимаетесь созданием кукол из текстиля, а ещё и лепите.

- Куклы – моя неизбывная любовь. Жду лета, когда  буду свободней и смогу что-то сообразить. У меня есть несколько заготовок голов, которые должны  реализоваться в трёхмерные объекты. Наверное, это отголоски театрального художника - до сих пор работаю с Пушкинским музыкальным театром – спектакль «Здравствуйте, я ваша тетя!» сдаётся ориентировочно 30 марта. С Народным театром, которым руководит моя сестра тоже в Пушкино,  - три спектакля.

- Каждый художник хочет, чтобы его наследие сохранилось, для этого подходят  музеи, картинные галереи – не думали об этом?

– Не думала. Во мне всё время присутствует внутренний критик, мы же видим свои работы как педагоги, мы можем их оценить. Эйфория того, что «Я великий! Я гениальный художник!» длится ровно  минуту. А потом видишь свои «косяки»… Эта внутренняя неудовлетворенность мешает задрать нос, мешает сделать авторскую выставку. Моё наследие – это мои дети, мои ученики, моя дочь – самостоятельный, не похожий ни на кого художник. Саша Вечеров – тоже великолепный художник, горжусь тем, что он у нас начинал. У нас есть дети, которые ещё не раскрылись до конца. Радует, что они могут назвать меня своим первым педагогом.

- Что Вас вдохновляет на творчество?

- Всё. Прочитанные тексты. Услышанная музыка. Просто солнечный луч. Хорошее настроение. Ощущение происходящего чуда…

- Ваши любимые художники и их картины.

Сложно назвать всех. Гелий Коржев – один из сильнейших советских и российских художников, великолепный мастер. Джон Сингерт Сарджент – очень нравятся его работы. Из старых мастеров – Леонардо, Караваджо. Потрясающий иллюстратор Дмитриев, художник Бродский. Великолепные представители класса пейзажа – живописцы Сергей Небесихин, Станислав Брусилов; Анатолий Демьянов, у которого восхитительные графические пейзажи. Меня восхищают светящиеся изнутри работы С.Н. Андрияки, станковая живопись Ирека Нуритдинова. Елена Зарубина – просто вызывает восторг. Замечательный  художник-керамист Олеся Андреева. И ещё очень много художников - старых мастеров и современных.

- Что важнее – работа или семья?

- Семья – безусловно. Потому что семья – это важно, это тыл, хотя съедает основную часть времени. Супруг сделал для меня мастерскую – я ему очень благодарна за это и за то, что он не мешает, а помогает, спонсирует закупку материалов. Ему вообще огромный поклон – он возит всю нашу «могучую кучку» и наши работы на выставки, знает всех моих учеников, интересуется их делами. Получается, что каким-то образом он здесь «работает». А сейчас и внук занимается в нашей школе. Растёт следующий представитель семейной династии художников.

- Ваши пожелания коллегам накануне профессионального праздника – дня работников культуры.

- Самое главное – беречь себя как личность, как педагога. Сохранить свои идеи, продолжать гореть неуспокоенностью, чтобы работа не превращалась в рутину, чтобы ты не «отбывал» часы на работе. Всё остальное приложится.

Т. Толстенко.

Фото из архива О.А. Ловчевой

© 2024 . .