Этот фольклорный ансамбль в 2006 году появился в Александрове при методическом центре благодаря Ольге Зыкуновой. Костяк любительского объединения составили люди, работающие в сфере культуры - в основном из сельских клубов. Руководителем коллектива стала Анастасия Брек. В 2010 году «Вьюница» «поселилась» в клубе «Искож», с 2016 коллективом руководила Татьяна Боронина, в 2023 его возглавила Екатерина Кирютина, которая к тому времени пела в ансамбле 5 лет.
Екатерина Кирютина родилась в Шуе (Ивановская область). Увлекается народной песней с детства. Занималась народными танцами, фольклором, отсюда и родилась мечта связать свою жизнь с народным творчеством. В 2010 году поступила во Владимирский областной музыкальный колледж (специализация «народное хоровое пение»), через 4 года поступила в Российскую академию музыки имени Гнесиных. Покорив бакалавриат, после «вышла замуж в Александров».
Во время учёбы работала в музыкальной школе, преподавала народный вокал. Параллельно выступала в шоу-группе «Малиновка», которая показывала народные обряды и выступала на праздниках. Училась совмещать и искала себя: что подойдёт больше – педагогическая практика или концертные выступления? Как говорит сама: «В итоге поняла, что моё призвание – преподавание, потому что нравится показывать, доносить, транслировать и обучать».
- Как вы подбираете репертуар для своих программ? Часто ли он обновляется и используете ли местный фольклор?
- Репертуарный план у нас должен стабильно обновляться согласно учебной программе. Но и в старые «отлежавшиеся» песни мы добавляем инструменты, хореографию, новые голоса. Участники коллектива с Татьяной Борониной ездили в экспедицию в Зеленцино, записывали за бабушками песни и на основе этого фольклора создали свадебный обряд расплетания косы. Его мы в 2023 году представили и защитили во Владимире, и он признан нематериальным культурным наследием Александровского района. В этом году на основе песен Владимирской земли воссоздаём обряд «Ковёр» - это подготовка приданного для девушки к свадьбе. Обряд - не просто песни, которые идут друг за другом, это обязательно приговорки (слова), это совокупность действий, где важно всё: голос, танцы, слова, причитания. Мы попытались воссоздать и донести обычай в сценическом варианте - 100 лет назад это действо проходило несколько часов, а нам его нужно было ужать до 10 минут.
- Можно ли провести параллели между «Вьюницей» и театром «Русская песня» Надежды Бабкиной?
- В «Русской песне» упор больше делается на театральное исполнение: даже если и берётся народное произведение, оно настолько обрамляется современными инструментами, музыкой и звуком, то от фольклора остаётся маленькая часть. Но у Бабкиной ставят и полные спектакли. На некоторых я присутствовала, когда училась - у меня руководитель в Гнесинке работал хормейстером в «Русской песне». У них всё происходит по похожей схеме: песня переходит в текст, текст в танец, попели, поиграли, добавили какие-то обряды. А у нас обряд – маленькая и более аутентичная частичка.
- А как вы относитесь к тому, что сейчас фольклор облекают в джазовую, роковую оболочки?
- Мы пытаемся возродить тот фольклор, который когда-то бытовал в тесном кругу или на больших гуляньях, но в то же время есть понимание, что такой же обряд на большой сцене никогда не «выстрелит» - микрофоны рушат особый характер народной песни, стилистику, донесение её до души. Мы не против того, что народная песня может заиграть на современный лад, не против обработки, добавлений джазовых ладов и звука гитары, поскольку пытаемся показать, что народная музыка может звучать в разном облике. Самое главное, когда мы совмещаем народную песню с каким-то современным инструментом, тут важно не убить её. Очень много сейчас молодых коллективов, когда ребята ищут свой путь, собираются для каких-то концертов, чтобы подзаработать - народ сейчас требует экшена, пёстрой и яркой картинки. Наша задача - сохранить и донести фольклор в массы. Надо сделать так, чтобы людям понравилось, чтобы их душа запела, но и чтобы они поняли - народное творчество наше культурное наследие.
- Одно из помещений клуба «Искож» превращено в «Русскую избу». Здесь тоже проходят ваши выступления?
- Это пространство создавалось Татьяной Борониной и директором клуба Татьяной Чигарёвой. Ездили по деревням, привозили утварь с чердаков, из бабушкиных сундуков, что-то приносили из своих домов. Создавалась изба для групп посетителей, которым можно было бы рассказывать про самобытные обряды. И «Вьюница» малым составом показывает, например, как выглядел добрый молодец, что такое сюртук и как носят картуз. Из гостей выбирается доброволец и под словесное сопровождение его наряжают в старинные одежды. Здесь бывают воспитанники детских садов, люди с ограниченными возможностями здоровья, для них устраиваются вечёрки и проводят игры. Здесь мы с дошкольниками встречаем весну, учим детей закличкам, делаем из бумаги жаворонков (раньше их изготавливали из теста). Птичек нужно подбросить ближе к солнцу, к теплу и, закликая весну, пробудить землю…
- Кто участвует в вашем коллективе?
- В нашем составе есть те, кто продолжают участвовать в коллективе с самых истоков. Некоторые, к сожалению, ушли, оставив здесь часть своей души и жизни. Есть новенькие, среди них и домохозяйки, и работающие женщины. Одна из новичков хореограф в ДК «Юбилейный», но душа у неё потребовала песен. У неё прекрасный альтовый голос, который в ансамбле оказался очень кстати. Нельзя не сказать про Александра Говоруху, который помимо музыкального сопровождения во «Вьюнице», ещё преподаёт в центре дополнительного образования «Дар», учит молодое поколение играть на гармошках, и делает всё виртуозно. Он мультиинструменталист: когда надо, играет и на гармони, и на балалайке, и на свирели.
- Кто изготавливает костюмы для выступлений?
- Костюмы у нас двух видов - концертные и фольклорные. Сарафаны выполнены не традиционно, не из того материала, который должен быть, не по тем выкройкам, по которым кроят богатые косоклинные женские платья - у нас всё проще, всё делаем своими руками. Среди трёх «новеньких», пополнивших недавно состав «Вьюницы», Анна решила пошить лакомники - это такие мини-сумочки, которые заправляются в кушачок. Раньше туда можно было зеркальце положить, сейчас – телефон. Она в детстве училась в школе искусств на фольклорном отделении, сама нашла местную вышивку «Владимирская гладь», сделала копию рисунка и сейчас вышивает своими руками. Я написала заявку на областной грант, чтобы нам профинансировали изготовление костюмов: подготовила выкройки, список тканей, в которых мы нуждаемся, сделала описание, как должны быть пришиты все бечёвочки и ленточки - не могу не обращать внимания на наше сценическое обрамление.
- Богата ли у ансамбля география выступлений?
- После ковида выезжать стало сложнее. Мы обычно участвовали в фестивале православной культуры и традиций малых городов и сельских поселений «София», который сейчас проходит в онлайн-формате (так и не оправился от изоляции). Записываем обряды на видео и отправляем на конкурс. Часто ездили в Москву. Сейчас больше колесим по нашему району. В этом году выступали с колядками, показывали программу в Елькино и Новосёлке, поздравляли жителей района с праздником – у нас есть зимний блок, посвящённый Рождеству, когда люди ходили по домам, славили Христа.
На недавнем Сретенском турнире «Вьюнице» доверили быть принимающей стороной, и мы с участниками водили хороводы, всем дарили бумажных птичек. Сретение Господне в народной традиции символизирует не только встречу Христа с праведником Симеоном, но и встречу зимы с весной. Сейчас готовимся к выступлению на Масленицу, которое пройдёт в клубе «Искож» 16 марта, покажем мини-блок про каждый день масленичной недели. А 17 марта всех приглашаем в городской парк Александрова, где на новой сцене выступим с несколькими песнями в концертной программе.
Э. ЕГОРОВ
Фото из архива Е. Кирютиной