ОТКЛЮЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
МЕНЮ

 

Проект Мамонтовых удался

Железная дорога, соединившая Москву сначала с Троице-Сергиевой лаврой (станция Сергиево, ныне – Сергиев Посад), а затем и с Александровом, появилась как коммерческий проект, воплощённый в жизнь акционерным обществом во главе с предприимчивым Иваном Мамонтовым. Многочисленные паломники, неизменно следовавшие в Лавру, пересаженные на «самовар в упряжке», позволили быстро окупить вложения. Построенная за четыре года железная дорога длиной в 60 км к 1865 году перевезла 456 тысяч пассажиров.

После кончины Ивана  Мамонтова его сын Савва в 28 лет стал сначала членом правления общества Московско-Ярославской железной дороги, а в 1872 г. был избран его директором и  владельцем - контрольный пакет акций давал ему право единолично принимать решения. Именно при Савве Мамонтове  железная дорога двинулась на Архангельск, пройдя (не без напористости, смекалки и финансового участия александровских купцов) через Александров.  

Первый пассажирский поезд прибыл на станцию Александров от станции Сергиево 1 января 1870 года. К этому времени в Александрове был построен комплекс железнодорожных построек: здание вокзала, паровозное депо с мастерскими, путейский и вагонный участки.

Первое двухэтажное здание вокзала было трёхчастным: в центре каменное здание, по бокам деревянные пристройки. В нём размещались касса, залы для пассажиров, почтово-багажное отделение, служебные помещения и кабинеты начальника станции.  Как выглядело это здание, можно увидеть в книге «Архитектурное путешествие. Из Москвы по железной дороге. Альбом эскизов, проектов и фотографий» (2014 г.). Авторы книги подчеркивают, что строительство железных дорог дало толчок «к появлению в мировой архитектуре невиданных до того ансамблей — растянутых вдоль железнодорожной линии на сотни километров, но не терявших композиционно-стилевого единства». Вокзалы на станциях первого класса (Москва и Петербург) строились с проведением архитектурных конкурсов. Вокзалы трёх других классов обычно строились по типовым проектам. Северная железная дорога и расположенная на ней станция 2-го класса Александров избежали этой участи. Из книги «Архитектурное путешествие. Из Москвы по железной дороге»: «Единым ансамблем, проектировавшимся в национальном стиле, можно назвать Северную железную дорогу. Архитектурная обработка многих её сооружений, начиная с Ярославского вокзала в Москве и заканчивая рядовыми станционными постройками, свидетельствует об обращении архитекторов к образцам национального зодчества. Предприниматель и меценат С. Мамонтов, на средства которого строилась дорога, лично выбирал эскизы построек, напоминавших древнерусские терема, призвав в советники таких специалистов по древнерусскому искусству, как художники В. Васнецов, К. Коровин и М. Нестеров».

 

Статус памятника архитектуры

Видимо,  в начале ХХ века деревянное здание поизносилось, а поток пассажиров через крупную узловую станцию увеличился, и потребовалось строительство нового вокзала. И в 1903 году в Александрове появилось «одно из наиболее представительных общественных зданий города, в эклектичных формах которого преобладают формы классицизма». Так характеризует Александровский вокзал «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Владимирская область. Часть 1» (2004 г.). Статус памятника архитектуры и истории зданию вокзала был присвоен решением Законодательного собрания Владимирской области № 5 от 13 января 1995 г. А вот автор проекта пока ещё остаётся безвестным.

Здание  построено 120 лет назад из кирпича и оштукатурено. В отделке интерьеров использован белый камень, полы были изготовлены из метлахской плитки, внутренние лестницы украшены кованными ограждениями. За дюжину десятилетий интерьеры изменились, «обросли» коммуникациями, помещения были перепланированы. Изначально по сторонам центрального вестибюля располагались залы ожидания для пассажиров высших (1-го и 2-го) и 3-го классов. Каждый зал имел свой выход к поездам и на привокзальную площадь. Изменилась и планировка помещений, где располагались кабинеты начальника, его заместителя, ресторан и телеграф.  А вот внешний вид «нового» вокзала, запечатлённый на открытке начала ХХ века, дошёл до нашего времени фактически неизменным.

 

Не захотел видеть«бунтарский город»

Вокзал помнит многих исторических персонажей. Правда, не все хотели на него смотреть. Год десятилетия вокзала совпал с годом празднования 300-летия династии Романовых, во время которого Николай II совершил продолжительную поездку по стране. Но видеть «бунтарский город», памятный по Александровской республике, он не пожелал и повелел закрыть все окна во всех вагонах.

Более приветливым оказался «всесоюзный староста» М. Калинин, который в 1920 году на агитационном поезде «Октябрьская революция» совершал поездку по Заволжью, Уралу, Сибири и остановился в Александрове. В 1934 году вокзал встречал О. Шмидта и других челюскинцев, участников знаменитого ледового дрейфа. В том же 1934, возвращаясь  из сибирского путешествия, архангельским поездом вынужденно остановился в Александрове писатель Михаил Пришвин. Из дневниковой записи, датированной 26 июня: «В три ночи сошли в Александрове… и ждали местного поезда. В Архангельске зацветает черемуха, у нас под Москвой доцветает сирень и начинается сенокос. По всему видно, по широким листьям, по густоте и силе зелени, по высоте цветущих трав, что жили они тут без нас очень хорошо».

В 1938 г. на вокзале александровцы радушно встречали летчиц Раскову, Гризодубову и Осипенко, совершивших длительный перелет Москва — Дальний Восток на самолёте «Родина». В 1973  через Александров проезжал по железной дороге знаменитый певец Дэвид Боуи, но сведений о его остановке, к сожалению, не имеется. В 1984 году на личном поезде «вечный президент КНДР» Ким Ир Сен совершил поездку по Транссибирской железнодорожной магистрали. Для его достойной встречи в Александров из Москвы привезли корейских студентов. Многим александровцам памятен и приезд Ким Чен Ира (сына усопшего вождя) во время официального визита в Россию в 2001 году. Тогда возле Александровского вокзала стояло оцепление, которое не убирали до проезда поезда, и многие электрички вынуждены были идти не по графику.

 

Не главные, но исполнял роли в фильмах…

А ещё Александровский вокзал не раз становился статистом в разных фильмах. В рождественской комедийной мелодраме «Железнодорожный романс» (2002 г.) в угнанный бомжом и лжежелезнодорожником Алексеем (Егор Бероев) пассажирский вагон попадает его возлюбленная Вера (Ольга Будина), ничего не знающая о своём тайном поклоннике. При этом и билет и выброшенный «проводником» пакет с ужином остались на железнодорожной платформе города Александров. Финал, как и полагается, был счастливым.

В 2007 году вышел криминальный сериал «Платина», где в первой же серии за флирт с дочкой генерала старший лейтенант Алексей Карташ (Илья Оболонков) отправлен служить в далёкий сибирский лагерь. По прибытии на вокзал города Великоречинска ссыльный лейтенант вступается за местного таксиста, бывшего офицера «афганца» Петра Гриневского (Сергей Маховиков). Сцена приезда ссыльного лейтенанта и разборки таксистов снимались на железнодорожном вокзале города Александров. Фигурирует вокзал и в восьмисерийном фильме «Только о любви» (2012), снятом по заказу канала «Россия» режиссёром Валерием Девятиловым. Действие мелодрамы разворачивается в 1980-х  в городе Заводске, поэтому и на фасаде вокзала на время съёмок появилась такая табличка. В 2020 году съёмочная группы Жоры Крыжовникова (да, это тот самый кинорежиссёр, который снял бурно обсуждаемый фильм «Слово пацана. Кровь на асфальте») на привокзальной площади Александрова снимала эпизод для фильма «Родные».  

Ну а из совсем недавних съёмок уходящего года, в которых был запечатлён восточный фасад вокзала, - рекламный ролик для сети «Вкусно и точка». В нём   съемочная группа в бесснежном ещё Александрове создала предновогоднее настроение для поедания «Зимнего комбо». Так что у александровского юбиляра небанальное историческое и кинематографическое прошлое, которое сохраняется в Музее истории железной дороги в здании вокзала и на страницах газеты «Александровский голос труда».

Э. ЕГОРОВ

Фото из архива автора и Музея железной дороги на станции Александров.

  1. Первая станция Александров Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги из книги «Архитектурное путешествие. Из Москвы по железной дороге» (раскрашенная фотография).
  2. Представители совхоза Гигант (ЧССР) и совхоза «Правда» (Александровский район) в 1976 году на фоне железнодорожного вокзала в Александрове.
  3. Открытка начала ХХ века.
  4. Кадр из сериала «Только о любви».
  5. Выпускник ТУ-2 г. Александрова Геннадий Крюков рядом с пристанционным колоколом, 1956 г.

© 2024 . .