ОТКЛЮЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
МЕНЮ

Закрытие европейскими странами границ с Россией и аллюзия на возвращение «железного занавеса» ни в коем случае не должны огорчать любителей путешествий. В любом географическом уголке нашей огромной страны найдётся какая-то достопримечательность. Причём, зачастую совсем рядом с вроде бы перетоптанными туристами тропами найдётся такая историческая «изюминка», о которой многие и не догадывались, но которая стоит пристального внимания тех, кто действительно любит историю своей страны. В середине уходящей осени родственно-дружеским трио (я, мой брат и двоюродный племянник) мы решили посетить уголок Сергиево-Посадского района, ранее входивший в состав Александровского уезда и числившийся за Владимирской губернией. Наше внимание в нём привлекли два села: Гагино и Яковлево.

Главной целью  поездки было Гагино, известное тем, что в Казанской церкви этого населённого пункта 125 лет назад венчался великий российский певец Фёдор Шаляпин с итальянской балериной Илоной Торнаги. Соседствующее село Яковлево привлекло наличием в нём, помимо возрождаемой церкви Дмитрия Солунского, усадебного  комплекса. Логистическая доступность этих мест для безмоторных александровцев затруднительна, поэтому мы выбрали комбинированный маршрут с использованием электричек и велосипедов. От Александрова доехали по железной дороге до станции Арсаки, а оттуда через Смоленско-Зосимову пустынь, отчситав  8 километров, достигли Гагино.

Земли, на которых расположены Гагино и Яковлево, известны с XV столетия, назывались тогда Кинелью и принадлежали Великим Московским князьям. С конца XVIII века Кинельский стан вошёл в состав Александровского уезда. Как и сотни лет назад интенсивность движения здесь весьма скромная. Сходящиеся клином основные дорожные артерии - Ярославское шоссе и автодорога федерального значения А-108 (Московское большое кольцо, неофициально - «Большая бетонка») - расположены несколько в стороне.

 

В Гагино впервые побывал в 2007 году. Казанская церковь тогда была руинирована, но уже тогда «гагинские аборигены» начали предпринимать шаги по её возрождению и проведению неформальных праздников творческими силами селян и посадских краеведов. Пятнадцать лет назад церковь стояла в буквальном смысле без окон, без дверей, зато имелся спонтанный стенд с вырезками из местной прессы о пребывании Шаляпина в Гагино и предупредительный щит, заклинающий «гуляющих не заходить в храм со своими собаками».

Ныне храм возрождён, и с построенной фактически заново Спасской церковью, детской игровой площадкой и небольшой сценой, он составляет целый комплекс. Такая «лепота» по причине удалённости села от наторенных дорог, воспринимается очень одинокой, несмотря на весьма презентабельный вид. В наш приезд была открыта только церковь Спаса Всемилостивого. Священник, выглянувший на звук открывающейся двери, видимо, оценил нас как путешественников, а не прихожан, и снова скрылся по своим делам. У нас была возможность спокойно рассмотреть немного пустоватый интерьер без настенных росписей и фотолетопись истории села, расположившуюся тут же. На одной из фотографий был запечатлен свадебный экипаж, с восседающими в нём Шаляпиным и Торнаги. Послесвадебная пирушка была устроена в деревне Путятино, (два километра от Гагино) на даче артистки частного оперного театра Саввы Мамонтова Татьяны Любатович (дача не сохранилась). Шаляпин описал это событие так: «Живя у Любатович на даче, я обвенчался с балериной Торнаги в маленькой сельской церковке. После свадьбы мы устроили смешной какой-то турецкий пир: сидели на полу, на коврах и озорничали, как малые ребята. Не было ничего, что считается обязательным на свадьбах: ни богато украшенного стола с разнообразными яствами, ни красноречивых тостов, но было много полевых цветов и немало вина. Поутру, часов в шесть, у окна моей комнаты разразился адский шум - толпа друзей с С.И. Мамонтовым во главе исполняла концерт на печных вьюшках, железных заслонках, на вёдрах и каких-то пронзительных свистульках... А дирижировал этим кавардаком С.В. Рахманинов».

На момент венчания Шаляпин не знал итальянского, а Торнаги не знала русского. Напористость русского тенора и его талант увлекли балерину, которая после свадьбы стала прилежной домохозяйкой, родившей своему мужу шестерых детей. Говорят, что, уезжая в глубокой старости из Советского Союза в Италию, всё, что она взяла с собой – это альбом с фотографиями Шаляпина. Но событие, значительно «приподнявшее» историю села Гагино, не забыто. Ныне скромный сельский праздник трансформировался в «Шаляпин-Фестиваль» - ежегодное торжество федерального уровня с участием первых лиц Московской области.

Наш же путь пролёг дальше - до соседнего села Яковлево, расположенного от Гагино в километре с небольшим хвостиком. Исторические сведения об имении Яковлево разнятся. По чаще всего встречаемой версии, образовано оно было после раздела владений приближённого императрицы Елизаветы Петровны Василия Чулкова, сделавшего ошеломительную карьеру от истопника до генерал-аншефа. И помогло ему в этом не стратегическое везение, а чуткий слух подле двери будущей императрицы.  После смерти своей заступницы и увольнения со службы Чулков доживал свой век в своём поместье в Гагино. После кончины был погребён под столбом при входе в Спасскую церковь села. История нередкая – вспомните судьбу Ивана Бутурлина, блестящего генерала и любимца Петра I, который со сменой правителя вынужден был поселиться в своём родовом имении Крутец, а после  кончины  погребён в подклете Троицкого храма Свято-Успенского монастыря города Александрова.  Кстати, стоит, наверное, повнимательнее изучить биографию Героя Советского Союза Алексея Чулкова, именем которого названа улица в Карабанове – уж не в родстве ли он с генерал-аншефом?

После Василия Чулкова, причастного к появлению нового дворянского рода, усадьбой в Гагино владела его дочь Анна, которая решила обустроить имение в соседнем Яковлеве и построила там усадебный дом. Но размашистость яковлевскому имению придала следующая владелица - Екатерина Барбашева, при которой там появилась двухэтажная каменная церковь, богадельня с больницей и приходская школа. В советское время в усадьбе размещались различные организации: поликлиника, школа, интернат, в храме Дмитрия Солунского – молокозавод. Видимо, удалённость от крупных городов к концу ХХ века привела к заброшенности всего усадебного комплекса, который ныне относится к памятникам архитектуры регионального значения, но за профнастильным забором, ограждающим территорию, не видно никаких следов восстановления. Жизнь теплится в не попавшем за забор храме. Службы ведутся в верхнем храме церкви великомученика Дмитрия Солунского, первый этаж всё ещё восстанавливается. Мы приехали в тот момент, когда храм закрывался, и из него вышел батюшка В. Брегеда в сопровождении двух помогавших ему дачниц. Отец Вячеслав, служащий в этом храме с 2007 года, активен в социальных сетях: был у него свой ютуб-канал, его персональную страничку можно найти в социальной сети ВКонтакте, а у прихода церкви есть  сайт, где можно узнать реквизиты для оказания помощи в восстановлении храма и издательской деятельности.

Обратный путь мы проделали, чуточку отклоняясь от первоначального маршрута. Поэтому помимо намеченных изначально пунктов небольшого путешествия увидели молодцевато выглядящую деревянную Покровскую церковь в селе Никульском - необычного вида купольный дом, экоусадьбу «Коза&Остров» и впечатляющие природные виды средней полосы России. Так что смело могу рекомендовать посещение этих мест, связанных общей историей с Александровской землей, краеведам, паломникам, почитателям неспешных велопрогулок и любителям нашей чудесной природы.     

Э. ЕГОРОВ.

Фото автора.

  1. Казанская церковь села Гагино в 2007 и 2023 годах.
  2. Свадьба Фёдора Шаляпина и Илоны Торнаги.
  3. Церковь Дмитрия Солунского в селе Яковлево.
© 2024 . .