ОТКЛЮЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
МЕНЮ

Двадцать восьмого ноября исполняется 117 лет со дня рождения академика Д.С.  Лихачёва. Каждый раз, когда мне хотелось написать портрет человека, с которым меня сводила жизнь, я делал это как бы спонтанно, не заботясь о том, что получится в  итоге. Но вот пришёл черёд рассказать о личности, которая составила целую эпоху в жизни нашей страны – академике, просветителе, наставнике, учителе – о Дмитрии Сергеевиче Лихачёве.

Посчастливилось оказаться рядом с ним, когда Управление по культурным связям союзного Министерства иностранных дел, где я тогда работал, поручило мне представлять министерство на заседании президиума Советского фонда культуры, который возглавлял Д.С. Лихачёв. Появление Фонда в 1988 году, как писала входившая в состав его президиума Раиса Максимовна Горбачёва, - «было связано со стремлением к духовному обновлению жизни, под девизом «хранить, осваивать и приумножать культурное наследие, расширять круг подвижников культуры». Делившись со мной, возглавлявший Фонд академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв ратовал за то, «чтобы фонд был организацией высокой культуры, чтобы подтягиваться к небу, к вершинам».

На заседании Президиума, 27 января 1990 года, на котором я присутствовал, обсуждался вопрос о новой концепции деятельности Фонда. Вот некоторые высказывания Дмитрия Сергеевича по этому вопросу:

«Фонд – это рабочая лошадка культуры, а не просто распределитель средств. Он должен иметь чётко определённые области деятельности, подтверждённые годовым планом и отчётами. Остаётся только сожалеть, что аппарат Фонда излишне разросся и обюрократился и не должен вмешиваться в деятельность Президиума, состоящий из известных учёных, имеющий свой секретариат, и только одного заместителя председателя - меня. Всё это необходимо, чтобы Фонд не превратился в кормушку. Вся деятельность должна строиться на личной ответственности не отдела, а человека. Необходимо создать научный совет со своей программой».

В каждом слове Дмитрия Сергеевича  звучала подлинная забота о судьбах российской культуры. В завершение, разволновавшись, он сказал, что будет  вопросы работы Фонда рассматривать, только находясь у себя в Ленинграде. Видимо, всё сказанное академиком глубоко задело Раису Максимовну - было видно, как она глубоко переживала его слова. Невольно вспомнилось, как характеризовал деятельность Д.С. Лихачёва в качестве главы Фонда культуры, директор библиотеки американского Конгресса Джеймс Билингтонг, бывший в своё время его аспирантом и учеником: «Д.С. Лихачёв в середине 80-х годов выступил в роли праведника, когда по сути  стал учителем русской культуры для Михаила Горбачёва и, особенно для его супруги Раисы Максимовны и энергично, настойчиво боролся за восстановление всего культурного наследия России  в его полном объёме. Для него одинаково были важны две особенности русского интеллигента для новой России – трудолюбие и личная нравственная ответственность».

За 93 года Дмитрий Сергеевич  испытал на себе тяготы судьбы, пройдя через ужасы лагерей и человеческого унижения, но сохранил при этом гордость осанки и неподкупность суждений. Его перу принадлежат глубокие исследования по древнерусской словесности, культуре и искусству Руси от средневековья до авангарда начала XX столетия. Многие из его трудов переведены на основные языки мира, а ведущие зарубежные академии избрали его своим почётным членом.

Дмитрий Сергеевич, пока позволяли силы, просвещал, наставлял, вечно сеял доброе, в том числе с телевизионного экрана и по радио. Он был ярым противником чиновников от культуры, готовых заформализировать, умертвить самое святое начинание. Д.С. Лихачёв внимательно следил за тем как, несмотря на все трудности, постепенно оживает культурная жизнь провинции. В этом он видел один из основных путей духовного возрождения России. Он говорил: «Русская провинция, русские небольшие города и сёла спасли Россию во время татаро-монгольского ига. Завоеватели установили свою власть в центре русских княжеств, но не смогли покорить себе селения и городки, сохранившие местное самоуправление и местную культуру.

То же самое произошло через четыре века в эпоху Смуты (речь идёт о польском нашествии начала XVII в.). Россию и тут спасли своими богатствами, своими ополчениями, своим патриотизмом, в совокупности составлявшие патриотизм общерусский, глубинные города, сёла и монастыри.

Спасает Россию и красота родной природы, деревенских церквей и старых монастырей. Любовь к отечеству, к местности, где родился русский человек, к своему дому, к традициям семьи и народа – вот, что оказалось могущественнее любой вражеской силы и обезличивающей пошлости современной нам цивилизации. Именно провинция сохранила и продолжает сохранять национальный характер России, народный, национальный уклад не только русских, но и всех народов, живущих в добрососедстве в России. Через связь с природой веет над провинцией глубокое пространство вечности. «Любовь к родному пепелищу и родным отеческим гробам» (слова А.С. Пушкина) столь ослабевшая в центре, оказалась самой сильной в провинции, и именно она напоминает нам не только об Отчизне, но и о вечности.

Мы ждём обновления нашей жизни именно от провинции. Мы верим в провинцию и во всё то русское, что она сохранила. В провинции больше непосредственной любви к родине, чем в городах, претендующих на столичность. Вера же в Россию спасёт Россию».

Г. Шевелёв,

ветеран дипломатической службы.

P.S. Президент РФ В.В. Путин 23 мая 2001 года подписал Указ «Об увековечении памяти Дмитрия Сергеевича Лихачёва».

© 2024 . .