ОТКЛЮЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
МЕНЮ

23 ноября отмечается Международный день акварели. Корень слова «аква» определяет, что без воды здесь не обойтись. Некая размытость, плавность переходов, воздушность и дымка романтизма присутствуют на картинах, созданных в этой технике. В каждом музее найдутся такие. Но если с XVIII века это в основном пейзажи и натюрморты, то в Средневековье подобная техника служила лишь для эскизов.

Хранитель коллекций музея-заповедника «Александровская слобода» Ирина Короткова рассказывает: «В коллекции музея есть несколько эскизов 1971 г. к декорациям Народного театра Дома культуры струнинского комбината «5-й Октябрь». И некоторые из них как раз о Средневековье! Речь идет о пьесе Михаила Булгакова «Иван Васильевич». На двух набросках, как подписал сам художник, – царские палаты. К сожалению, автор эскизов постановки остался неизвестным. В телевизионном переложении Леонида Гайдая все, несомненно, знают и любят этот сюжет».

Кстати, сам комбинат имеет глубокие и славные традиции и в ткачестве,  в театральном мастерстве. Предприятие ведет свою историю от красильно-набивной фабрики Асафа Ивановича Баранова, выходца из известного рода александровских предпринимателей. В 1880 г. им было образовано акционерное общество «Товарищество Соколовской мануфактуры Асафа Баранова», которое в советское время продолжило работу как «5-й Октябрь».

Уже в начале XX века в Струнино при ткацкой фабрике был построен театр и ставились самодеятельные спектакли, а фабричные ситцы завоевывали награды на международных выставках. Сам Асаф Иванович был удостоен звания мануфактур-советника и почетной степени  инженер-технолога.

«В коллекции «Графика» сохранилось 930 кроки сер. XIX – нач. XX вв. (от фр. чертить, рисовать), а по сути,  наскоро сделанный набросок, эскиз. В данном случае и рисунки, и орнаменты для знаменитых ализариновых барановских ситцев выполнены тоже в акварельной технике. Среди этих эскизов есть совершенно замечательные образцы. Если первоначально кроки закупали за границей, то с течением времени эту тонкую творческую работу стали выполнять местные самоучки, иконописцы, а затем и специально обученные художники с высоким уровнем мастерства», – делится главный хранитель музея-заповедника «Александровская слобода» Елена Жилкина.

Ткани легко узнать не только благодаря «фирменному» кумачовому цвету, но и по характерным орнаментам и рисункам. Исторически так сложилось, что в них много «турецких» и «кашмирских» мотивов: здесь и восточные огурцы (изначально неизвестные в России перцы), и бобы, и павлиньи перья, и "ковровый" узор.  Со временем эти мотивы трансформировались в так называемые русские "процветшие огурцы", кончики которых уже украшались цветами. Тематика Востока  наиболее характерна для «барановских» платков первой половины XIX века. Позже входят в моду мотивы цветов и родной природы. Конечно, художники барановских мануфактур также активно стали использовать эти модные тенденции, отражая их в кроки.  А в целом,  карабановские и струнинские  ситцы узнавались сразу по особому, только им присущему стилю: это была насыщенная, но в то же время сдержанная  многокрасочность, не впадавшая в пестроту. И здесь акварель приобрела более сочные «жизнеутверждающие» мотивы, прославившись не только на полотнах известных художников, но и в ткацком производстве!

Пресс-служба музея-заповедника
«Александровская слобода»

 

© 2024 . .