ОТКЛЮЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
МЕНЮ

В Александровском художественно-краеведческом музее ежегодно проводится более сорока выставок, каждая из которых привлекает своей оригинальность и своеобразием или, наоборот, классикой жанра. Одни жаждут увидеть новые живописные произведения, другим интересно декоративно-прикладное искусство, кто-то мечтает о выставках краеведческой направленности…

В течение года ожидания вознаграждаются – музей приглашает посетить именно «их» выставку, работа которой начинается с торжественного открытия.  Редко кого одолевает вопрос: кто приложил свой труд? Опустим ряд организационных моментов (планирование, нахождение талантов, отклик на предложения художников и мастеров декоративно-прикладного искусства, работа с ними и многое другое)  и остановимся на завершающем этапе, когда определяется, какое «дитя» будет рождено. Об этом просим рассказать Л.А. Рыбину, специалиста по экспозиционно-выставочной работе, искусствоведа по образованию, не один десяток лет жизни посвятившую музейной деятельности.

 

- Людмила Александровна, знаю, что экспозиционно-выставочная работа – дело совершенно не простое, а Вы практически каждый показ, даже традиционный («Палитра молодых», «Душа родного края») делаете нестандартным, придаёте ему  какую-то  «изюминку». Как Вам это удаётся? Хотя бы на примере только что открывшейся выставки «Точка зрения». 

- Прежде чем выставку увидит зритель или даже мои коллеги, я её вижу умозрительно, мысленный образ рождается  в голове, потом воплощается в концепцию. Что отражается в  концепции?  Основная идея, цель, задачи, формат и содержание, ориентирование на целевую аудиторию, интерес для посетителей. Концепция выставки, о которой мы говорим, сложилась из её названия – «Точка зрения». В ней участвуют три художника, значит, у каждого из них своё видение определённых проблем, поэтому нужно было показывать каждого в отдельности. Первый –  Игорь Игнатьевич Ростовский со своими изумительными акварелями. Никогда в жизни не видела сразу столько акварелей Игоря Ростовского. Он часто участвует в выставках, но обычно представляет одну-две, максимум пять работ, а здесь больше 20 восхитительных акварелей.

Евгений Анатольевич Синяков. Он тоже часто участвует в выставках. Проходила его персональная выставка, достаточно много работ было, поэтому количество меня не удивило. И третий участник – это Ольга Евгеньевна Кульман. У Ольги тоже бывали персональные выставки, но поскольку она художник непрофессиональный и постепенно совершенствующийся,  мы видим результаты разных периодов её творчества, включая работы последнего времени:  что сделала, как выросла,  что  внесла нетрадиционного, не присущее ей ранее.

Концепцией предусмотрено работы каждого художника разбить на несколько комплексов, так как «зиму разбивать летом» – непрофессионально. Поэтому мы сделали отдельный комплекс зимы, отдельный - лета, отдельный - архитектурных памятников, чтобы показать, как это видит каждый художник, чтобы можно было сравнивать работы и не отвлекаться на что-то другое.

У Игоря Игнатьевича есть очень интересный приём, который я тоже в первый раз у него увидела, и не встречала больше ни у каких художников. Он даёт пейзаж, на первом плане которого либо дерево, либо куст, либо высокие цветы, создающие своеобразный «занавес», и, мысленно отодвигая его, мы смотрим на перспективу полей, лесов, которые за этим «занавесом» простираются как декорации, или видим тонущие в дымке памятники архитектуры. Четыре работы, где использован этот приём, присутствуют на выставке. 

- Я правильно понимаю, что Вы предполагаете - пора провести персональную выставку работ Игоря Ростовского и представить зрителям его творчество в большом  объёме?

- Конечно, это должна быть выставка только его работ, и на ней обязательно надо петь заслуженные дифирамбы, рассказывать о необычных ракурсах, приёмах,  о том, как он это делает, как использует фактуру, цвет и т.д. Уверена, что зрителям и особенно начинающим, юным художникам это будет очень интересно и полезно.

О картинах Е.А. Синякова. Хочу отметить, что у него несколько работ поразительного сиреневого цвета, который мы, в принципе, никогда не видим –  человеческий глаз не воспринимает, допустим, над лесом сиреневое небо, потому что это длится буквально несколько секунд, а потом солнце садится, и этот цвет уходит. А Евгений Анатольевич уловил мгновение сиреневости и на нескольких работах  запечатлел. Очень необычно. Поскольку он сам с севера, у него есть работы, напоминающие северные пейзажи, лесотундру  – скромные, вроде как скудные. Они кажутся практически чёрно-белыми, но когда начинаешь смотреть, вторым слоем выступает и сиреневый, и розовый, и зелёный цвета. И чем дольше смотришь, тем эта палитра больше проявляется, и ты уже видишь цветное изображение.  На выставке зритель увидит ещё две довольно редкие монохромные вещи, выполненные в смешанной технике – сепия и акварель.

Расскажу об Ольге Кульман. Она совершенно неожиданно для нас принесла парсуну (картина, на которой изображено нечто среднее между иконой и портретом – уже не икона, но ещё не портрет) с изображением Богоматери и Младенца – «Елеус» («Умиление»). Конечно, полностью иконой её не назовёшь, там имеются отклонения от канонов, и это не портрет, а именно парсуна. Пришлось отдельно её повесить и украсить цветами как в киоте. Очень интересна её работа «Дождь», советую обратить внимание. Необычная – художница реально передала «мокрость», запах дождя, влагу. Ещё на эту выставку Ольга предоставила серию из восьми работ на берёзовой коре. Как это делается? Выбирается формат, тонируется, создается рисунок (домики, солнышко или ещё что-то) и полностью используется фактура берёзовой коры, включая наросты или остатки сучка. Она очень удачно это сделала. Работы – просто великолепные изделия декоративно-прикладного искусства. По-моему, мастер класс по росписи на коре давала Е.Н. Мелкозёрова, у нас в городе несколько человек этим занимаются.

Т. Толстенко.

Фото из архива музея.

© 2024 . .