ОТКЛЮЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
МЕНЮ

В Александровском художественно-краеведческом музее продолжает работать выставка «Беседы с прошлым. Артефакты торговой площади», на которой представлены находки, обнаруженные во время археологических изысканий на Советской площади города Александров в 2020 году. Мы предлагаем вашему вниманию работу  сотрудников Института археологии РАН по итогам изучения обнаруженных артефактов. 

В июле-октябре 2020 года на центральной площади города  Александров Владимирской области (в районе ул. Ленина, 66) археологической экспедицией Института археологии Российской академии наук (г. Москва) были проведены охранно-спасательные работы на участках строительства. Раскопками исследованы площади двух расположенных рядом территорий будущих котлованов.

 

В периметре котлована здания делового центра находились кирпичные фундаменты четырёх зданий XIX в. Культурный слой в северной части раскопа, прилегающей к ул. Ленина, имел мощность 150-180 см. Он нарушен кирпичными фундаментами зданий, углублённым в материк деревянным сооружением, бетонным канализационным колодцем с отводами. Участки слоя между этими объектами представлены перемешанными коричневыми супесями различных оттенков. Собранный на северном участке раскопа керамический материал представлен фрагментами сосудов XVII-XXI в., костями животных, осколками стекла (оконное и бутылки), индивидуальными находками XIX-XX вв. (монеты, помадные банки, вилка, турецкие курительные трубки).

Восточная половина центральной части котлована занята кирпичным фундаментом здания XIX в. В траншее фундамента здания обнаружена монета 1819 г. достоинством 5 рублей золотом, вероятно, являющаяся закладной.

На остальной площади центральной части раскопа на участке размером около 800 кв.м  под слоем балласта толщиной 70-80 см (коричневые супеси со строительным мусором), содержащего перемешанные материалы XIX-XXI вв., сохранился нетронутый влажный культурный слой, состоящий из тёмно-коричневой сильно гумусированной супеси со щепой. Влажный слой насыщен фрагментами керамики, костями животных, скорлупой лесных орехов, обрывками бересты, встречены обрезки кожи. В нём на протяжении 30 м зафиксированы остатки деревянного мощения, которое было устроено из положенных вплотную отрезков деревянных брёвен, лежащих на трёх продольных лагах. На разных участках сохранилось до пяти ярусов этого сооружения.

В раскопе расчищены фрагменты ещё двух срубов без печей, стратиграфически соотносимых с ярусами мощения. Некоторые срубы пострадали от сильного пожара. По монетам, индивидуальным находкам (кресты-тельники, перстни, замки и ключи, фрагменты стеклянных сосудов и гладилок и др.) и керамическому материалу (чёрнолощёная керамика со сплошным и орнаментальным лощением (25-40%), красноглиняная керамика с мелкой дресвой или песком (40-50%), белоглиняная гладкая и грубая керамика (менее 5%), единичные обломки красноглиняных сосудов со сплошным белым ангобом и белоглиняных с росписью красной краской) горизонт может быть датирован в пределах XVII – первой половины XVIII вв.

Ниже в центральной части котлована зафиксирован горизонт жилой застройки без мощения. К нему относятся остатки двух срубов, несколько ям и фрагменты конструкций плетней. Трассировка плетней совпадает с направлением более позднего мощения.  По монетам, индивидуальным находкам (крест-тельник c Никитой-бесогоном, осколок немецкой пивной кружки из каменной массы, бронзовый замок от сумки, фрагменты красноглиняных рельефных изразцов и др.) и керамическому материалу (красноглиняная керамика с примесью мелкой дресвы (около 40%), красноглиняная керамика с высокой концентрацией калиброванного песка (до 10%), белоглиняная гладкая и грубая керамика (до 28%), чёрнолощёная со сплошным лощением и лощением по дну (10-15%), красноглиняная со сплошным белым ангобом (менее 5%), единичные обломки белоглиняных поливных сосудов с рельефным декором; большинство венчиков красноглиняных сосудов имеют подтреугольную форму чистового края с высокими плечиками, белоглиняные гладкие сосуды характеризуются  венчиками вертикальной постановки с округлым краем и линенйной орнаментацией по шейке) горизонт может быть датирован второй половиной XVI в.

Предматериковый горизонт заполнен серым гумусированным суглинком, вероятно, являющимся остатками древнего пахотного или огородного слоя. В нём, наряду с более поздними, собраны отдельные фрагменты сосудов первой половины XVI вв.: белоглиняных с дресвой, красноглиняных с орнаментацией волной, нанесенной «гребенкой» по плечику сосудов, чёрнолощёных с большим содержанием песка, краснолощеных с полосчатым лощением, а также сосудов, волнистый одиночный орнамент которых, расположен на вертикальной шейке. Возможно, эти находки маркируют существование в непосредственной близости от раскопа поселения более раннего времени. Это предположение подкрепляется единичными находками XIV-XV вв.

В южной части котлована влажный слой не зафиксирован. Культурный слой под балластом представлен серо-коричневой супесью с прослойками песка и глины. В нём собран перемешанный материал XVI-XIX вв. Слой испорчен ямами нового времени и современными.

Из нижних пластов центрального и южного участков раскопа происходят находки, связанные с обработкой цветных металлов, хотя производственное сооружение здесь не выявлено: найдены две каменные литейные формы, литник с обрезанными отливками, кусочки медного и легкоплавкого сплавов.

Поверхность материка в центральном и южном участках котлована понижается в южном направлении. Общая мощность культурного слоя составляет 200-220 см.

В ходе работ в котловане собрана коллекция индивидуальных находок, насчитывающая более 1000 предметов. Наиболее ранними являются шиферное пряслице, фрагмент кашинного сосуда с голубой поливой и чёрной росписью XIV в., вислая свинцовая псковская печать 1469 г. XVI-XVII вв. датируются бронзовый замок от сумки, янтарный крест с надписями, створка бронзового креста-энколпиона, две каменные литейные формы для изготовления пуговиц, глиняные игрушки, металлические кресты-тельники, стеклянные гладилки и фрагменты сосудов (штофов), обувные подковки, ножи и др. Наиболее многочисленны находки  XVIII в.: пуговицы, железные сапожные и конские подковы, ножи, металлические перстни, глиняные погремушки и свистульки, фрагменты штофов.  В раскопе собрано более 100 монет: от чешуек 1530-40-х годов XVI в. до современных, найдены предметы из дерева – фрагмент ложки, гребень, два веретена, крышки от бочек, копыл от саней и т.д. На одной крышке от бочки прочерчено имя «Пётр». Здесь обнаружены фрагмент кожаной сумки с тиснением, многочисленные детали кожаной обуви, вязаные носок и рукавица, часть футляра из красного сукна хорошей выделки.

Во втором раскопе (здание ЗАГСа) размерами 247,7 кв.м. мощность культурного слоя составила 103-145 см. в слое собраны фрагменты керамики XVI-XVIII вв. На площади раскопа зафиксированы 19 ям разного размера и конфигурации, прорезающих материк. Все они заполнены перемешанными слоями, содержащими керамический материал XVI-XX вв. Глубина ям составляет от 15 до 220 см от уровня поверхности материка. Ямы выкопаны в новейшее время.

Проведённые в 2020 году работы впервые в многолетнем археологическом изучении Александрова открыли влажный культурный слой, сохранивший участок застройки слободы XVI-XVIII вв. с деревянными сооружениями и многочисленными предметами материальной культуры. Они показали, что в середине XVI в. на правом берегу р. Серой, противоположном от дворцового комплекса, уже существует плотная слободская селитьба. Возможно, это остатки Новой Александровой слободы, которую А.В. Яганов локализует как раз на этом месте, или комплекс построек для обслуживания великокняжеского зверинца.

Достоверно интерпретировать материалы более раннего времени пока затруднительно. Близость исследованного участка к Рождественскому собору (не позже XVI в.) с недостоверными сведениями относительно существования на этом месте древней деревянной церкви Николая Чудотворца позволяет предположить существование на высоком берегу древнерусского селища. Однако эта гипотеза нуждается в археологической проверке.

И. ЗАЙЦЕВА, А. ВЯЗЕМСКИЙ, Т. ГРАЖДАНКИНА.

Фото: Э. ЕГОРОВ.

© 2024 . .