ОТКЛЮЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
МЕНЮ

Согласно некоторым историкам, русские тогда были поголовно неграмотными. Однако профессор А.И. Соболевский опровергает это утверждение. Он провел анализ подписей на сохранившихся исторических документах и пришел к выводу, что грамотой владела и знать (80%), и другие слои населения (священники,  монахи, купцы), и даже примерно 15% крестьян. На то, что умеющих читать было достаточно много, сетует в послании царю игумен Артемий. По его мнению, нужно удерживать от чтения «книг многих».

На Стоглавом соборе 1551 г. царь поднял вопрос об обучении грамоте священников. В главе 26 вынесено решение: в каждом городе священство должно выбрать, а архиереи благословить способных «добрых духовных священников и дьяконов и дьяков женатых и благочестивых» на обучение грамоте. Также было решено у «священников и у дьяконов и у дьяков учинити в домех училища, чтобы жены их и все православные христиане в каждом городе отдавали им своих детей для обучения грамоте, книжному письму и церковному пению псалтырному… Особенно бы учеников своих оберегали от всякого растления». А дальше должна была запуститься «цепная реакция», и бывшие ученики передать знания неграмотным. Учреждению училищ уделял внимание сам царь. Хотя училища создавались для подготовки будущего клира, принимали туда желающих разных сословий. Дело было государственным, но обучение частным - священники получали от казны плату — ругу (своеобразное средневековое частно-государственное партнерство).

Учебный год начинался с 1 декабря, дня св. пророка Наума Грамотника («Батюшка Наум, наведи меня на ум»). Как и сейчас, большинство детей отправлялось постигать азы знаний в 7 лет. Их обучали в «углах при церкви», при домах священнослужителей, а отпрысков элиты – на дому. Учителя, называемые «мастерами», не обогащались, но и не бедствовали. Они получали от учеников за каждый этап обучения (азбука-часовник-псалтырь) вознаграждение едой (горшок каши) и гривну денег.

Воспитание отроков определялось церковными канонами, в которых нравственные принципы занимали важное место. Школа и церковь были тесно связаны, ведь педагоги-священнослужители обучали по богослужебным книгам (часослов и псалтырь).

«В музейной коллекции старопечатных книг среди редких подлинников есть несколько церковных «учебников», отпечатанных в местной штамбе на Государевом дворе Андроником Тимофеевым Невежей в 1577 г. Это Псалтирь Слободская и Часовник. Интересен в образовательном плане «Часослов учебный для начальных сельских училищ», выпущенный Синодальной типографией в 1901 г. В начале XX века обучение по этой церковной книге входило в учебный план начальной школы», –  пояснила главный хранитель музея-заповедника «Александровская слобода» Елена Жилкина.

Максим Грек, чьи философские идеи ценились в XVI веке, подчеркивал огромную роль учителей. Его пожелание остается актуальным и для современных педагогов: «Хотя и говорится, что ум человеческий создан по образу и подобию Божию, однако на деле ничем он не отличается от воска и бумаги. Как на этих, кто какие хочет, такие и пишет письмена, так и человеческий ум: к каким обычаям и учениям приучишь его, или добрым, или злым, в тех же до конца пребывает и охотно принимает их». Еще раз с праздником, начертатели доброго в детских умах!

 

Пресс-служба музея-заповедника

«Александровская слобода».

 

© 2024 . .