ОТКЛЮЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
МЕНЮ

Исторические сюжеты, былинные мотивы и лики святых – всё это можно увидеть на выставке Андрея Орехова «Витязи веры и славы Руси». Это новый проект музея-заповедника «Александровская слобода», посвящённый 800-летию великого князя Александра Невского.

Андрей Валерьевич Орехов – художник-реставратор, монументалист, член Союза художников России. Окончил Суздальское художественно-реставрационное училище, а затем Российский государственный гуманитарный университет, кафедра музеологии. Принимал участие в реставрационных работах в России и за рубежом. Среди них можно выделить работы в Успенском соборе Княгинина монастыря во Владимире, церкви Бориса и Глеба в Кидекше, Троицкого собора в Александрове. Писал иконы и иконостасы для храмов Московской, Владимирской, Мурманской, Нижегородской и других областей.

Познакомила коллег с творчеством А.В. Орехова хранитель музейных коллекций музея-заповедника и куратор выставки Ирина Алексеевна Короткова:

– Работы художника написаны с большой любовью к истории нашей родины. К её героическому древнему прошлому. Они восхищают необыкновенной духовностью персонажей. Сюжеты картин помогают увидеть старину, погрузиться в неё, узнать что-то новое и неизвестное.

Выставку открывали переливчатые звуки гуслей и колокольчиков в исполнении гусляра Любослава, позволяя поймать настроение и погрузиться в многовековую историю.

«Витязи веры и славы Руси» – первая персональная выставка А.В. Орехова. В двух залах представлены монументальные полотна, изображающие Александра Невского, Андрея Боголюбского, Дмитрия Донского, Ивана Грозного, Евпраксию Рязанскую и других известных исторических персонажей. Художник прорабатывает всю картину, не ограничиваясь лишь передним планом, аккуратно относится к деталям, будь то одеяние царя или сбруя коня.

Среди работ есть картина «Иван IV в окрестностях Александровой Слободы». На картине царь предстаёт в непривычном для нас образе: на коне, в походной одежде – он направляется Слободу. «При Иване IV произошло утверждение общегосударственной религии – православия. Во время его правления на дорогах у населённых пунктов были установлены поклонные кресты в качестве напоминания и духовной защиты. Также они указывали направление и обозначали территорию. Иван IV изображён верхом на коне задумавшимся, положив руку на сердце – в иконописи это жест благоверного. Я изучаю историю и поэтому хорошо отношусь к Ивану Васильевичу».

Центральную стену второго зала украшает триптих «Батыево нашествие», который поражает своим размахом и эпичностью. Работа отражает трагические события – Монгольское нашествие на Русь. «Идея этой работы у меня была с детства. В начале своего творческого пути я занимался иконами. Как сказал архимандрит Зиновий, если ты хочешь писать иконы, забудь, что ты художник. Мне пришлось забыть на некоторое время, а потом мы встретились и он сказал, что надо вспомнить, что ты художник. Триптих создавался в перерывах между командировками. Центральная часть – оборона Владимира. Обычно изображают панораму – Золотые ворота, укрепления, русское воинство, враги и непонятно, на чьей стороне зритель. Мне хотелось показать, что зритель за спиной защитников города, а значит тоже под защитой».

Завершает серию работа, изображающая Ситскую битву. «По ней практически не пишут картин, потому что она была проиграна.  На ней изображены князь Георгий Всеволодович и военачальник Бурундай, а также два знамени: русское и монгольское».

Помимо картин, Андрей Валерьевич пишет иконы. На выставке представлено несколько икон, одна из которых житийная «Святой благоверный князь Александр Невский». Вокруг средника десять клейм, рассказывающие о жизни великого князя: начиная от благословения его на битву на Чудском озере и заканчивая перенесением мощей святого Александра Петром I в Александро-Невскую лавру. В иконе преобладают серые оттенки, Андрей Орехов поясняет, что это связано с колоритом: «Александр Невский жил в очень сложное и небогатое из-за нашествий время. А серебро со временем чернеет, на этом и был сделан расчёт. В работе использовались натуральные пигменты, собранные моим преподавателем О.М. Левиным, который реставрировал фрески Феропонтова монастыря. Колорит данной иконы изображает то время».

На презентации звучало много поздравлений в адрес художника. Епископ Александровский и Юрьев-Польский Иннокентий поздравил художника и отметил, что в его работах присутствует большая психология: «По ним можно писать рассказы».

Председатель Владимирского отделения Союза художников Дмитрий Аркадьевич Холин:

– На этой выставке Андрей Валерьевич раскрывается как художник исторического жанра.

Директор Владимирского центра пропаганды изобразительных искусств Андрей Валерьевич Александров:

– Я очень рад, что первая персональная выставка моего тёзки проходит именно в стенах музея-заповедника «Александровская слобода». В отличие от натюрморта и пейзажа, обращение к исторической теме всегда считалось высоким искусством. Художников, обращающихся к таким темам сейчас, в наше прагматичное время, наверное, можно пересчитать по пальцам. У Андрея Валерьевича полотна повествования и высокая степень достоверности. Он изучает тему, предметы одежды, оружие.

Директор музея Алла Сергеевна Петрухно подчеркнула:

– Сейчас, к большому сожалению, существует огромное количество людей, которые стремятся переписать и исказить великую историю России, свободу которой во все времена защищали ценой собственной жизни. И поэтому, когда есть возможность прикоснуться к подлинной истории таким образом – придя на выставку – это большое счастье. Музей – это удивительное место, в котором встречается прошлое и настоящее, и где человек может погрузиться в историю, прикоснувшись к подлиннику.

Также Алла Сергеевна добавили, что в ближайшее время пройдёт презентация для учителей и выставку начнут посещать школьники.

А. КУЛЬКОВА

© 2024 . .