Увлечение трофи-рейдами – одно из самых захватывающих и адреналиновых хобби для мужчин. Езда по бездорожью на специально подготовленных автомобилях, преодоление сложных препятствий, пересечение болот и оврагов – всё это приносит незабываемые ощущения и эмоции. В Киржачском районе 30 сентября состоятся соревнования «Золото осени- 2023», инициатором проведения которых выступил внедорожный клуб «Планета 4х4» при поддержке Федерации автомобильного спорта Владимирской области. Накануне мы поговорили с организаторами соревнований Виктором Москалёвым и Алексеем Загородновым.
За последние годы трофи-рейды становятся всё более популярным видом автоспорта и привлекают множество участников, которые хотят испытать себя на сложных маршрутах. Развитие трофи-рейдов связано с появлением новых технологий и оборудования, которые делают автомобили более мощными и управляемыми на бездорожье. Кроме того, растёт интерес к экстремальным видам спорта. Многие любители трофи-рейдов для езды по неудобной для «паркетников» поверхности готовы потратить много времени и денег на подготовку своего автомобиля, приобретения необходимого оборудования и участия в соревнованиях. Неслучайно слоганом клуба «Планета 4x4» является выражение: «Там, где асфальт, нет ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта».
Клуб «Планета 4x4» появился в 2014 году, объединив тех, кого интересует езда по бездорожью, будь то автомобильное путешествие по отдалённым уголкам страны или активный отдых, или прохождение трассы на соревнованиях. В костяк клуба входят десять человек, проживающих в разных местах. Например, Алексей Загороднов из Александрова, Виктор Москалёв – из Москвы. Члены клуба - люди разных профессий: в основном производственники, но есть и менеджеры. У всех постоянная работа, а трофи-рейды – своеобразные мужские игры на свежем воздухе.
Самые первые автосоревнования и фестиваль «Алекс-фест» проходили в Александровском районе совместно с клубом «Вездеход 4х4» и местными байкерами. С 2018 года сменили локацию на Киржачский район. Алексей Загороднов объяснил это тем, что «идёт поиск новых «квадратов», чтобы гонки не приедались».
Тип грядущих соревнований в Киржачском районе - GPS-ориентирование на полноприводных автомобилях. Проходят они при поддержке Федерации автоспорта Владимирской области, Комитета по трофи-рейдам и являются учебно-тренировочным соревнованием в преддверии финала Чемпионата Владимирской области. Планируется, что в гонках примут участие 30-40 экипажей, состоящих из двух человек (пилот и штурман).
Увлечение трофи-рейдами – это не только хобби, но и образ жизни, возможность выйти за пределы повседневной рутины, испытать себя и свой автомобиль, а также насладиться природой и общением с единомышленниками. Алексей Загороднов в прошлом был активным участником этих соревнований, не раз занимал призовые места, ныне – один из организаторов, судья третьей категории.
- Алексей, откуда у вас это увлечение по «нырянию в грязевые ванны и лесные дебри»?
- Тяга к технике с детства, когда у меня ещё не было ни автомобиля, ни прав на его вождение. У нас с другом появилась в деревне машина, на которой мы «рассекали» по полям. Потом родители купили «Ниву», примерно лет 15 назад. С тех пор на ней и гоняю, только провожу апгрейт для того, чтобы пройти трассу. И с каждым годом она становится только лучше.
- Как проходят соревнования?
- Участники должны проехать заданный маршрут за минимальное время, преодолевая препятствия на пути и находя «точки». Каждый этап требует мастерства, умения ориентироваться на местности и быстрого принятия решений. Экипажу надо найти в лесу «точку» (табличку с надписью) и сделать фотофиксацию. На фото член экипажа должен одной рукой коснуться таблички, другой - автомобиля. После гонки участники «сдают точки», а мы по фото проверяем, сколько их «взято», подсчитываем результаты, от которых зависит, кто окажется в числе награждённых.
- Почему соревнования не организуются в летнее время?
- Трофи-рейды проводятся обычно два раза в год: весной и осенью. Для джипперов летом нет такого удовольствия от гонок, поскольку может отсутствовать необходимый элемент соревнований – грязь, пересыхающая в жаркую погоду. А весной и осенью её навалом. Конечно, отмывать и себя, и машину долго. Но это своего рода кайф, и каждый кайфует от того, что ему нравится.
- Кроме того, что автоспорт является дорогим удовольствием, он ещё и травматичен - какие меры безопасности предпринимаются?
- Поскольку это официальные соревнования, мы обязуем всех участников ездить в шлемах - это наше жёсткое требование, без них на трассу не выпускаем. Обязательна нательная жилетка со светоотражающими полосами, чтобы в случае чего другой участник гонок тебя видел. Все должны быть пристегнуты и ездить на трассе с освещением. И ещё работают судьи, которые проверяют выполнение техники безопасности.
- И всё-таки в чём прелесть «грязного» и адреналинового увлечения?
- Интересно поездить по внедорожью, помесить грязь, произвести разведку новой местности, узнать во время ориентирования про территории, где ещё не бывал. Трофи-рейды – это не только спортивное состязание, но и возможность познакомиться с новыми людьми, обменяться опытом и насладиться красотами природы. Интересно ещё то, кто из твоих соратников или соперников по увлечению как подготовлен: бывает, что машина прекрасно «настроена», но сами пилоты не очень уверенного себя чувствуют. А случается, наоборот - отличные пилоты на плохоньком авто идут вперёд и побеждают. У меня за плечами больше тысячи километров, накатанных по бездорожью, и поменять их на асфальт, как и мои друзья, я не собираюсь.
Э. ЕГОРОВ.
Фото из архива организаторов гонок.