ОТКЛЮЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
МЕНЮ

Огонь, вода и земля 

Три этих стихии – огонь, вода и земля – подвластны Олесе Андреевой, чья первая персональная выставка «Люди земли» открылась 8 сентября в Александровском художественно-краеведческом музее (АХКМ). Зрителю представлены два проекта: изумительная коллекция авторской керамики и фотопроект о гончарах.

Коллекция керамики – нечастый гость в музеях нашего города. Тем ценнее то, что представлено – непохожие и неповторимые вазы, штофы, бутыли, сосуды, кувшины с узкими и широкими горлышками, гладкие и рельефные, тарелки, чаши и чашечки, другая бытовая утварь. Цвет изделий варьируется. Тёмные - то приглушённые, то сочные оттенки коричневого, бежевого, тёмно-зелёного подчеркивают индивидуальный стиль автора. Голубоватые и сиреневые тона выявляют пластичность в совершенстве формы. Краски текут, переливаются из одного оттенка в другой, смешиваются, резко разделяются, создавая неповторимый рисунок, декоративный и строгий одновременно. Формы предметов разнообразны – от традиционных до подчеркнуто фантазийных. Чувствуется, что автор находится в постоянном поиске своего - стиля, материала, формы.

 

Фотопроект

Стены в зале украшены фотографиями «людей земли» – гончаров. Это фотопроект, родившийся из желания Олеси учиться у лучших мастеров. На данной выставке представлены четыре мастера за работой в своей «естественной среде», в мастерской: Сергей Пименов (Москва), Сергей Никулин (Гжель), Илья Корнев (Сергиев Посад), Ахмет Ташконджу (Турция).

Работа над проектом ведётся с 2021 года и окончания не предвидится. Чем глубже Андреева погружается в проект, тем больше её затягивает процесс создания произведения искусства, тем больше окутывает магия творчества, тем большее количество мастерских посещает Олеся и получает бесценный опыт.

Один из героев фотопроекта – Сергей Пименов – рассказал, что с Олесей они познакомились на почве тибетской керамики: «Я много чем занимался, но именно в керамике нашёл взаимодействие всех дисциплин: изобразительного характера, наукоёмкого, декоративно-прикладного. Керамика, можно сказать, квинтэссенция. Человек, который занимается керамикой, просто обязан интересоваться и живописью, и рисунком, и архитектурой, и всем прочим, не говоря уже о науке химии. Именно этим она интересна». Поздравляя Олесю Андрееву с персональной выставкой, С. Пименов пожелал ей постоянного творческого роста, подъёма вверх и одновременно глубокого погружения.

 

Стилистика Востока и Учитель

Олеся работает с глиной различных цветов и зернистости, акцент на сочетании фактур и природных цветов раскрывает полноту натуральной красоты материала, а текстуры и формы в её работах завораживают.

Ей близка стилистика Востока. « Меня привлекает восточная культура, мне очень нравится китайская живопись, эстетика Японии, Кореи, – говорит Олеся. – В Абрамцево я много писала по сырой эмали именно в стиле китайского живописца, сейчас эти формы (на выставке) отсылают, скорее, в Корею».

Своим учителем Олеся называет Ахмета Ташконджу, который приезжает в Россию в качестве члена жюри гончарных чемпионатов и иногда проводит обучающие семинары. «Я ему очень признательна, – продолжает Олеся. –  Спросила разрешения называть его своим учителем, он позволил это делать». (Для справки: Ахмет Ташконджу – Измир, Турция. Рекордсмен книги рекордов Гиннеса; сделал самую большую вазу – пять с половиной метров в высоту; чтобы её обжечь, печь строили вокруг вазы. Обладатель почётного звания «Живое мировое наследие ЮНЕСКО»).

 

Источник энергии и волшебство

Жизненным ресурсом, источником творческой энергии для мастера является преподавание.

– Большую часть времени  преподаю взрослым, и в основном это мастера, которые уже умеют гончарить, те, кто понимают, что их уже не устраивают маленькие предметы, – рассказывает О.Андреева. – Таким мастерам я помогаю выйти на более высокий уровень, где совершенно другая техника. Провожу мастер-классы, на которых  человек понимает, что он может, чего хочет, а дальше начинается обучение,  продолжающееся всю жизнь. Работаю и с детьми. У меня были ученики и 3-х, и 4-х лет, с ними речь идёт о мелкой моторике, изучении материала, это всегда очень занимательно. Для ребёнка интересен переход состояния глины: мы берём достаточно жёсткий кусок, и в конце работы на гончарном станке он становится очень мягким и плохо держит форму, потому что набрал воду, стал таким, что надо работать «шёпотом». Сначала мы прикладываем много физических усилий, а потом у нас в руках появляется «цыплёнок», которому нельзя сделать больно. Он нежный и тонкий, и как раз это интересно – переход материала в разные состояния. А потом, когда мы достаём изделие из печки, оно становится стекловидным, и это – волшебство.

У меня есть инклюзивная группа в Карабаново в «Доме наших детей». Там и печь, и станок, и глину покупают. С октября наши встречи  возобновятся.  Мы все – и я, и дети – с большим удовольствием занимаемся.

Если кто-то из присутствующих захочет стать керамистом, могу дать совет. Чтобы стать хорошим керамистом, нужно терпение, постоянная работа и не ждите быстрого результата. Всегда пробуйте что-то новое.  И если не получилась первая чашка, то десятая точно получится.

 

Лучший керамист России-2023

Олеся Андреева – член союза гончаров России, участница и неоднократная победительница Всероссийских и международных выставок и фестивалей. В 2023 году стала лауреатом VII Областного фестиваля СИННИЦА в городе Гжель и заняла первое место на V Международном конкурсе керамистов «Глиняный сказ» в Томске.

- На гончарных чемпионатах задания бывают разные, – говорит она. – На одних упор на творчество, на креатив, на других дают технические поручения – сделать самый высокий, самый ровный цилиндр или самую широкую тарелку. Большая проблема – время, в которое надо уложиться. Бывает даже, что какие-то обязательные этапы, которые в мастерской всегда выполняются, на чемпионатах просто выкидываешь, потому что нет задачи сделать готовое изделие, есть  цель  быстро исполнить  проект. На этих чемпионатах дают одинаковые задания для мужчин и для женщин, и вес  материала один для  всех  – 6 кг, как правило. Женщина слабее любого гончара-мужчины, но девушки успешно работают с большими объёмами.

 

Таинство работы

Авторские работы Олеси – современная керамика. Она рассказывает, что

керамическая масса подбирается под конкретную задачу, цвет -  от белого до темно-коричневого и покупается у производителя. Добывать и очищать глину можно самостоятельно, но это физически тяжело и даже в какой-то мере опасно, потому что глина нужна реликтовая и залегает она на глубине 2-3 метров. Андреева предпочитает светлую уральскую глину С4П, которая после обжига приобретает мягкий песочный цвет. Эта глина слегка шамотированная, мелкая крошка практически не чувствуется руками, но задает нужную структуру материалу, а добавление шамота в глину позволяет снизить усадку в сушке, снизить брак при сушке и обжиге. На выставке представлены штофы с пробками-шариками, сделанные из этой глины, и там песочный цвет просвечивается, слой глазури положен не очень толстый, чтобы проявить красоту материала.

Керамику Олеся декорирует глазурями, как блестящими, где всё отражается и бликует, так и матовыми. Глазури делает самостоятельно, разводя в определённых пропорциях и составах. Это уже чистая химия, но так как Олеся не технолог, который занимается только глазурями и совершенно свободно использует все компоненты, она действует методом проб и ошибок. Иногда получаются совершенные шедевры. Бывает, что их  и повторить невозможно.

- Когда ставишь предмет на обжиг, – говорит О. Андреева, – не знаешь, выйдет он оттуда «живым», или в него попал воздух,  камешек какой-то, и всё может взорваться. Страшно загружать печь, особенно когда осталось мало времени - возможны проблемы с подачей электроэнергии, с печью, а идут последние обжиги. Это – самое волнительное, тревожное. Как правило, если что-то не получается, то «виновата»  совокупность факторов, потому что всё влияет на всё. А всё учесть получается крайне редко. Конечно, с опытом ошибок меньше, но всё равно от них нельзя застраховаться.

 

Мастер-шоу

На возвышении в зале создана привычная для мастера обстановка: электрический гончарный круг, сопутствующие предметы. Зрители наблюдают за действиями Олеси. Сейчас она покажет, как рождается ваза. Работая,  мастер комментирует свои действия и рассказывает много интересного:

- Из 5 кг глины получается примерно 50 см изделия. Из кусочка глины, который помещается в ладошке и какой обычно дают детям или начинающим для работы, выйдет изделие размером 15-20 сантиметров.

В начале процесса надо размять глину, чтобы не было инородных предметов. Затем – центровка массы. Станок вращается против часовой стрелки, мастер использует центробежную и центростремительную силу, постоянно в процессе работы наталкивая глину на ось вращения – это физика. Следующее – формирование пустоты внутри будущей вазы, то есть нужно раскрыть «кусок». Это делают по-разному. Бывает, что делают плоскую шайбу и в ней прокалывают отверстие.  Бывает, оставляют высокий кусок глины - это техника Кореи, Японии. Каждый мастер выбирает удобную для себя технику, но не нарушает определённые этапы, общие для каждой гончарной школы. Но нюансы есть всегда. Когда глина раскрыта, скорость станка немного уменьшается для того, чтобы выровнять предмет.

Создание вазы – настоящее волшебство, изделие «вырастает»  на глазах, а Олеся рассказывает:

- Когда сажусь за гончарный круг, уже понимаю, что буду делать, но когда центрую, то уже планирую, как это буду делать. Потому что есть задумки, которые нужно выполнить  чётко по этапам, и если перескочить, обратно уже не вернуться. Планирование действий  очень важно. Можно задумать  разные объёмы, горизонтальные формы, вертикальные. Неважно, что мы хотим сделать – вазу, кринку, большую тарелку, но всегда это сначала базовая форма «стакан». И если мы его разрежем, то стенка будет одинаковой толщины снизу доверху, чуть толще внизу, чтобы было на что опираться, и ещё чуть толще вот эта «губа» (верхняя часть), потому что в какой-то момент она становится ребром жёсткости и не даёт стенке слишком истончаться.

- С каким объёмом глины удобнее работать? – рассуждает Андреева. – Шесть килограммов,  наверное, самый комфортный объём. Если нам нужно больше, то дальше идёт конструктор: слои  наворачиваются, нижние этажи подсушиваются. В работе используются стеки, мой любимый – это простой прямоугольный скребок. Стек, как правило, делается из твёрдых пород дерева, чтобы не размокал в воде,  не деформировался при долгом контакте с глиной. На самом деле, самый лучший инструмент – это ваши руки.

- После того, как стенка поднята, она примерно одинаковой толщины, начинается формовка изделия, – рассказывает Олеся. – Желательно, конечно, сразу понимать, какое изделие делается, потому что очень сильно зависит образ, который у нас сформировался в голове, с тем, куда движутся руки. Чем выше изделие, тем меньше становится скорость станка. И работа становится ещё внимательнее, ещё аккуратнее, мягче и медленнее. Чтобы не обрушился сосуд, нужно контролировать толщину стенки и оставлять запас толщины в нужном месте. Примерно 5 суток изделие высыхает, высохнуть должно полностью, чтобы вода в нём не осталась, иначе оно взорвётся в печке. Гончары стараются сушить предметы при естественной влажности, без сквозняков, и потом производят два обжига. Первый при температуре около тысячи градусов. Где-то часов 8 идёт обжиг, и примерно столько же изделие остывает. Сейчас работаю только с электрическими печами, в планах – построить газовые, чтобы иметь возможность восстановительного обжига.

- Наверное, такие оригинальные, очень красивые авторские изделия дорого стоят? – спрашивают зрители. Оказывается, стоимость зависит от того, какие глазури будут использоваться, сколько декоративных обжигов  – может быть один, а может быть 3-4 и 5. В зале висит баннер с контактными данными, желающие могут связаться с автором и обсудить.

Что касается названия, оно у изделия появляется, когда есть декор, когда идут обжиги и видны цвета, потёки, или когда делается работа для конкурса.

В мастер-шоу мы не увидели лишь одного момента – снятия вазы, ещё было не время это делать. Но Олеся рассказала, что для снятия изделия используется срезка – металлическая струна, но сама она использует обычную рыболовную плетёнку, которая очень тонкая, крепкая и служит долго.

Вот так на наших глазах родилась новая декоративная ваза. Ей ещё предстоит провести немало времени со своим автором, чтобы стать совершенной и занять почётное место в музейном фонде керамики, потому что мастер дарит её музею. Надеемся, что эта ваза не раз будет радовать посетителей своей красотой и изяществом.

 

О планах

 Восьмое сентября стало  не только днём  открытия выставки -  это день, когда Олеся Андреева приобрела множество новых почитателей её таланта, наполнила их сердца трепетным чувством сопричастности к созданию прекрасного и, возможно, подсказала кому-то путь в творчестве. А у неё самой есть планы? – узнаем.

 

 

- Есть технически интересные задумки, – призналась О. Андреева. – На выставке стоит резная ваза, внутри которой находится колба. Хотела бы развивать эту технику, технологию.

 

Желаем вам

Директор музея О. Меньшикова искренне поблагодарила О. Андрееву за выставку, проведение великолепного познавательного шоу, вручила Олесе  Благодарственное письмо и пожелала творческих успехов, реализации всех планов, удачи в педагогической работе. На память о событии сделали коллективную фотографию.

Выставка работает до 1 октября с 10 до 18 часов, выходные: понедельник и вторник. Адрес: ул. Советская, д. 5. Телефон: 2-13-82.

Т. Толстенко.

Фото автора

© 2024 . .