ОТКЛЮЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
МЕНЮ

Научный сотрудник музея-заповедника «Александровская слобода» Анастасия Лакиза уточняет: «Концепция осталась прежней – выставка рассказывает о беспрецедентном эпизоде в отечественной истории – превращении великокняжеской и царской загородной резиденции в фактическую столицу России. Предметный ряд получил дополнительное наполнение, в первую очередь раритетами XVI в., – найденными при раскопках археологическими деталями (изразцы, фрагменты плиточного пола и кровель царской резиденции), новыми фондовыми поступлениями, образцами царской посуды, тканей, реконструкциями костюмов и т.д. Все это позволит более образно раскрыть самые значимые эпизоды средневековой Александровской слободы: учреждение опричнины, «революционные» реформы, царские свадьбы, пышные посольские приемы, а главное – объемно представить многогранную личность Ивана Грозного».

Костюмы, отправившиеся в Муром, заслуживают отдельного внимания. «Стрелец» был изготовлен буквально накануне, к ежегодному событийному фестивалю «Иванов день». На выставке этот костюм дополнит иллюстрацию рассказа о военных реформах и встрече заграничных дипломатов (предметный ряд будет внушительным и за счет средневекового оружия). «Опричник» сопровождает визуализацию того периода, когда Слобода стала центром опричных земель и, по сути, государством в государстве. Кстати, для этой цели служит и копия поддона подсвечника XVI в. с первым сохранившимся изображением «верного пса» государя. (Реплика выполнена специально для этого проекта).

Костюмы на выставке тоже демонстрируются впервые. Здесь же и реконструкция кики – очень красивого головного убора, который, наряду с золотным шитьем и вышивкой с драгоценными камнями,  поможет описать повседневную жизнь цариц. С этим связан и рассказ о царских свадьбах, имевших большое политическое значение. Впервые в формате передвижной выставки реконструирован интерьер Сенника постельного – палаты для первой брачной ночи.

Отдельный блок рассказывает о книгопечатании, поскольку в Александровской слободе по велению государя была открыта первая провинциальная типография (штамба). Для визуализации этой истории в витринах размещены настоящие раритеты – Часовник, выпущенный в Слободе при государе, и «Канон Ангелу Грозному воеводе», который сочинил сам царь, известный как искусный литературный деятель, подписав псевдонимом «Парфений Уродивый» (для обоих фолиантов это первые «гастроли»).

Вообще многие предметы, ранее находившиеся в постоянных экспозициях музея-заповедника «Александровская слобода», специально были «освобождены от службы» для наполнения этой выставки.

Визуальный ряд прекрасно дополняют и два больших полотна, написанных по заказу музея в уникальном жанре миниатюр из Лицевого летописного свода. Картины проиллюстрируют работу печатни и царскую свадьбу.

Выставка дает реалистичное и образное представление о той эпохе, когда Александровская слобода неожиданно затмила на политическом небосклоне саму Москву. Очень красочно опричная столица описана Алексеем Толстым в романе «Князь Серебряный»: «Дорога от Москвы до Александровой слободы представляла самую живую картину. Беспрестанно скакали по ней царские гонцы, толпы людей всех сословий шли пешком на богомолье; отряды опричников спешили взад и вперед; сокольники отправлялись из Слободы в разные деревни за живыми голубями; купцы тащились с товарами, сидя на возах или провожая верхом длинные обозы. Проходили толпы скоморохов с гудками, волынками и балалайками...Все это шумело, пело, ругалось…». Ощутить дух времени и сопричастность к грозненской истории теперь можно на выставке «Александровская слобода — забытая столица России».

Презентацию проекта, которая будет работать всего месяц, можно посмотреть сегодня в 13.00 на платформе Культура.РФ LIVE

 

Пресс-служба музея-заповедника

«Александровская слобода».

 

© 2024 . .