«КОГДА ТРОЕЧНИК ОТВЕЧАЕТ НА ПЯТЁРКУ, ЕМУ СОКУРСНИКИ ЧУТЬ ЛИ НЕ АПЛОДИРУЮТ»
В конце мая во Владимире прошла торжественная церемония награждения победителей и призёров региональных олимпиад профессионального мастерства по специальностям среднего профессионального образования, победителей региональных смотров и конкурсов. Среди тех, кто получил награды Правительства Владимирской области, был студент четвёртого курса Александровского промышленно-правового колледжа Данил Липко, который занял третье место в региональной олимпиаде профмастерства обучающихся профессиональных образовательных организаций Владимирской области по специальности «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования». В его подготовке участвовал педагог-наставник Я.П. Реус.
Ян Павлович Реус потомственный электрик. Отец – энергетик, работал ведущим инженером в Ташкенте и параллельно прививал сыну любовь к профессии. С электротехникой связаны родители жены, которые работали на Байконуре, тесть был в команде тех, кто отвечал за пуск космических ракет.
Когда начался развал Советского Союза, в Ташкенте тесть и тёща продали там всё, что смогли, переехали в Александров, а потом в 2010 «перетянули» семью дочери из Москвы. Ян Павлович продолжал работать в Москве электромонтёром, но подустав от разъездов и редкого общения с семьей, решил подыскать работу в Александрове. Устроился в АППК с января 2023 года. Так что новый мастер производственного обучения с солидным стажем работы пока числится в колледже молодым специалистом.
- В колледже я сменил мастера и эксперта, которого знал весь город, - знаменитого Владимира Владимировича Дубинина. Когда он ушёл на пенсию, а за ним и другие возрастные мастера-педагоги, накопились незакрытые предметы. У меня две группы (одна – электромонтёры, другая – техническая эксплуатация). Каждая по 25 человек, занятия веду в 2 смены.
- То, что студент колледжа стал призёром – это упорная работа преподавателей или его сугубо личная заслуга?
- Веду второй курс, а он - четверокурсник. Парню нужно было помочь, «пролистать» задания и сделать руками то, что требуется. Я удивился, что схемы в заданиях нет. Сам работал на заводах: есть проблема – стоит станок, его нужно «оживить». Это работа не электромонтёра, не электромеханика, а электронщика. Но если на заводе нет электронщика, к примеру, он прогулял и его уволили, берут электромеханика, электромонтёра и энергетика, и этой «тройке» дают инструкции – запустить французский или китайский станок, из-за которого может простаивать всё предприятие. Волей-неволей приходится ориентироваться на схемы. Мы там жили, пока не запустим.
Даниле помогал, как нужно подключать трёхфазные двигатели по схеме. Парень способный, любознательный, ищущий и много что умеющий. Этим я занимался на заводе (элементарная рутина), а для ребят всё в новинку.
- Есть у нынешнего поколения интерес к обучению, или студенты приходят в колледж просто «отсидеться» и получить «корочки» об образовании?
- Вижу, что пацанам нравится работать руками. Они меня мучают: хотим ещё чего-нибудь нового. А вот теория им даётся тяжело – они скучают, начинают болтать, лезть в телефон. Как только даю задание со стендами, тут начинается жизнь, вавилонская стройка, все что-то творят, начинают дружески подворовывать детали, если у кого-то что-то не хватает. Даю задание, даю схему, которую они собирают на макете до того, как подключить к двигателю. Тестируем, проверяем, ставлю оценки. Начинали с розеточек, лампочек, выключателей, а потом уже занялись модулями. Всякое бывало: и короткое замыкание, и задымление, но справлялись без последствий. Если у кого-то что-то не получается, подхожу, начинаем разбираться по каждому проводочку: откуда и куда он должен вести. Поскольку в профессиональных схемах многие «плавают», рисую свои «детсадовские» схемы. В итоге у меня все справляются, все сдают. Не у всех пятёрки, есть «железные» тройки – и это тоже заслуженная оценка. Я ребятам говорю: да, пусть движки не заработали, да, пусть лампочки не загорелись, но вы трудились и получили свои честно заработанные баллы.
- Достаточно ли, на ваш взгляд, оборудованы учебные мастерские? Хотелось бы что-то «освежить» и поменять?
- Пускатели, сверлильные станки – советского производства в рабочем состоянии, но на современном производстве они уже не используются. Очень много «поюзанного» оборудования, что-то я могу «отреставрировать», что-то восстанавливают ребята вплоть до того, что из нескольких «доноров» собираем одну розетку или выключатель. Но в планах значится развитие, чтобы обновить оборудование, чтобы идти в ногу со временем. Хочется переоборудовать зал по-современному. Много чего хотелось бы прикупить для мастерских – делаю заказы руководству колледжа, есть надежде, что осенью осуществим то, что не смогли в эти полгода.
- Как вы организовываете процесс обучения, как стимулируете студентов?
- Своих ребят учу так, чтобы знали, чем они занимаются и куда не стоит залезать. Если отклоняются «от курса» не туда, останавливаю и говорю: «Что ты сейчас делаешь? Объясни мне!». То есть вырабатываю у обучающихся необходимость понимания процесса. Они пришли в колледж из школы, где должны были получить базовые знания, однако не знали, что такое «ноль», «фаза», постоянный и переменный токи. Приходилось начинать с азов. Вначале был очень огорчен, что парни не могли ни розетки, ни вилки собрать. Но взял себя в руки и стал обучать с примитива, вплоть до вкручивания лампочек и включения вилки в розетку. А сейчас они у меня двигатели запускают. Когда ко мне пришёл четверокурсник с заданием для региональной олимпиады, посмотрел и подумал: «Мои-то второкурсники уже и посложнее схемы собирают».
Для себя решил добиться того, чтобы все студенты работали головой, а для этого им необходимо поручать выполнение одинаковых заданий. Мне не нужно, чтобы самые «умные» подключали двигатели, а остальные сидели в телефонах. Группу из 25 человек делим на две смены: одна до обеда, вторая после. Так легче уделить внимание большему количеству студентов. Моя задача, чтобы все были вовлечены в процесс, и в итоге не было «хвостов» со сдачей заданий. Кто-то говорит, мол, мы не успеваем, давайте завтра доделаем, а я - нет, «добьём» сегодня. Конечно, подсказываю, но так, чтобы человек сам додумался и сам участвовал в решении проблемы. Про всех 50 человек могу сказать, кто из них на что способен, и я вижу, как они растут. Когда мне троечник отвечает на пятёрку, ему сокурсники чуть ли не аплодируют. Ободрение очень важно. Первые 2 месяца приходилось их заводить, постоянно тормошить. К примеру, не один месяц уговаривал одного студента что-то начать делать (он мне постоянно говорил: «Я дурак, я ничего не могу»). Я - ему: «Не верю, у тебя по математике, физике пятёрки и четвёрки, мозгами можешь работать, и руками сможешь. Стоял над душой, как над маленьким ребёнком. Потом смотрю, что он плечи расправил, и слышу, как кому-то рассказывает: «Ты не знаешь, что такое кран-балка и реверс? Я тебе сейчас покажу». Те студенты, которых взял в январе, и те, которые уже где-то поработали на практике и сейчас сдают сессию, – это разные люди. Я доволен!
Э. ЕГОРОВ.
Фото из архива АППК.
Врезка:
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Руководитель СП по учебно-производственной работе Александровского промышленно-правового колледжа Татьяна Николаевна Терентьева:
- Профессия «электромонтёр» считается остродефицитной, 25 плановых человек всегда набираем. Отчислений фактически нет. Сейчас выпускаются 23 человека из 25 поступивших. С 1 сентября 2023 года федеральные стандарты по рабочим профессиям меняются. Обучение электромонтёров будет 2 года, а было 3 (профессия) и 4 года (специальность). Получается, что среднее образование они будут проходить за год, и столько же будет отводиться на практику (профессиональный и общепрофессиональный модули). Так что мы готовимся принять с этого года на двухгодичное обучение. В этом году решили попробовать: планируем набрать группу после 11-го класса на операторов станков с программным управлением (любой взрослый со средним образованием, независимо от возраста).
Своих выпускников мы трудоустраиваем в районе и области. На территории Александровского района есть предприятия ОПК (оборонной промышленности) и мы «куём кадры» для них. У нас сейчас 2 выпускника-электромонтёра работают в «Крип-техно» и «Минерале».