ОТКЛЮЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
МЕНЮ

Планов много,  работы - ещё больше

Наш собеседник – Д.А. Хвисюк, директор муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Александровский районный центр дополнительного образования «ДАР». Коренной александровец. Окончил школу № 1 с золотой медалью, затем – Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина. По образованию юрист-историк. В 2012 г. начал работать учителем в средней школе № 3, где через некоторое время стал самым молодым на тот момент в районе завучем. Курировал вопросы очного и очно-заочного образования (учреждение работало по нескольким адресам, включая вечерне-сменную школу). Благодарен школе № 3 и её директору Е.А. Алейкиной за удачный педагогический старт. На должности директора центра «ДАР» с 2021 года, продолжает педагогическую деятельность в центре и в общем школьном образовании. Учитель высшей квалификационной категории. На вопрос о заслугах скромно показывает стену, увешанную Дипломами и Грамотами.

 - Дмитрий Александрович, где легче работать: в общем или дополнительном образовании?

- Работать, в принципе, везде трудно, но интересно. Хочу отметить, что детей в возрасте от 6,5 до 17-18 лет как в школе предостаточно, так и здесь. Другое дело, что сейчас в учреждении дополнительного образования преобладают воспитанники до 5 лет и от 5 до 6, родители которых ставят перед собой задачу – подготовить детей  к школьной жизни. Моё мнение, что с такой задачей, таким заданием достаточно легко можно справиться. Главное – видеть цель, к которой ты должен прийти, и суметь сорганизоваться. Поэтому не буду сравнивать, где  тяжелее  или легче – везде надо честно работать.

- То есть, Вы – человек плановый, целеустремлённый, не импульсивный?

- Всё зависит, наверное, от ситуации. В 99,9%  у меня чёткий план, который  должен выполнить. Этого  требую и от  своих подчинённых. В моём блокноте расписан каждый день: что и как выполнить самому, что поручить сотрудникам. Но  иногда форс-мажорные обстоятельства вынуждают корректировать, откладывать спланированные ранее дела, но в итоге они всё равно должны быть выполнены.

Что касается эмоционального состояния, возможно, иногда оно и проявляется, но у меня есть своеобразное «неписаное» правило, которое заключается в том, что не нужно забывать, какое место ты занимаешь и какую функцию выполняешь в учреждении. Всегда нужно оставаться руководителем, трезво смотрящим на вещи и проблемы и стремящимся принимать адекватные решения.

- Учебный год закончен. Наверное, сейчас у Вас относительное затишье в работе?

- Наше учреждение дополнительного образования уникальное, «адреса», как мы называем, располагаются в пяти крупных населённых пунктах района. Лето для нас – это и организация отдыха сроком на 21 день для обучающихся на базе пяти филиалов. В этом плане помогаем школам выполнить задание по охвату детей отдыхом и оздоровлением, каждый наш «адрес» прикреплён к определённой школе. Июль – период отпуска, массовый выход педагогов на рабочие места начнётся 14 августа, работа в штатном режиме начинается с 1-2 сентября. Но «затишья» нет, ведь лето – это пора подготовки к следующему учебному году, когда необходимо выполнить определённые ремонтные работы для поддержания внешнего облика и внутреннего состояния каждого из зданий - на Ленина, 24, например, надо завершить ремонтные работы в коридоре первого этажа. Также нужно подготовить нормативную документацию, которая будет регламентировать учебный процесс на следующий учебный год, разумно спланировать организацию работы по набору детей.

День открытых дверей 29 мая прошёл в каждом из пяти адресов по набору обучающихся на вакантные места тех дополнительных общеобразовательных, общеразвивающих программ, которые реализовывались в учебном году. Основной пик набора придётся на период с 15 августа до 1 октября 2023 года. Здесь у нас большие и серьёзные планы. По состоянию на 1 июня в нашем учреждении во всех пяти «адресах» обучалось 2427 ребят, работало 90 сотрудников. Это даёт нам право считаться одной из крупнейших образовательных организаций в Александровском районе и в регионе. Когда  бываю на совещаниях в областном министерстве по организации работы учреждений дополнительного образования,  бросается в глаза статистика. Например, берём Селивановский район. Там всего детей в возрасте, подлежащем охвату дошкольным, общим и дополнительным образованием, 2 с небольшим тысяч, как  в нашем центре «ДАР». И всё же  мы расширяем количественный охват, то есть предоставляем такой спектр образовательных услуг, который позволяет одному обучающемуся проходить от 1 до 12 программ одновременно. Это позволяет и всесторонне развиваться и ребёнку, и нам поддерживать каждое из направлений, по которым работаем.

- Например, «Почемучки»?

- Да, есть в учреждении несколько программ, которые, говоря методическим языком, называются комплексными или модульными, они   включают в себя несколько подпрограмм. Например, в студии раннего эстетического развития по адресу Ленина, 24, которая получила название «Почемучки» занимаются около 150 ребят. В ней реализуется программа «Хочу всё знать», а уже в рамках студии существует несколько блоков, на которые происходит зачисление детей. В общих чертах  это подготовка малышей к школе через развивающие занятия по математике, русскому языку, чтению, окружающему миру, музыке, развитию физических способностей.

- Какова современная структура  учреждения?

- Центр «ДАР» – относительно молод с точки зрения юридического момента возникновения (сентябрь 2015 года). До этого было 5 самостоятельных учреждений, которые, как правило, они назывались «Дом детского творчества» или  «Дом пионеров». Сейчас мы «ДАР»  - расшифровывается как достойное, активное развитие. Директором была назначена И.А. Маликова. Образовательная деятельность сейчас осуществляется по двум «адресам» в Александрове, по одному в Струнино, Карабаново и Балакирево. Наше учреждение в целом реализует 4 направленности – художественную, социально-гуманитарную, техническую, естественнонаучную.

«Флагман» нашей деятельности на Ленина, 24. Здесь работает большее число сотрудников и обучается значительное количество ребят – более 1300 в этом году. Наша гордость, наше знамя – Образцовый хореографический ансамбль «Радость», бессменным руководителем которого в течение нескольких десятилетий является Вера Борисовна Зябрикова. В её ансамбле обучается около 250 ребят. Ни одно районное, городское, областное мероприятие на территории нашего муниципалитета не обходится без выступлений этого коллектива. Не меньшее значение имеет Образцовый театр-студия «Встреча», руководитель Татьяна Евгеньевна Ехменина. Из-за специфики количество обучающихся там в несколько раз меньше, чем в ансамбле «Радость». Но  уверенно можно сказать, что без «Встречи» не обходится ни одно городское мероприятие. Одним из старейших направлений  является вокально-инструментальный ансамбль во главе с А.С. Филиновичем. Это направление популярно,  в завершившемся учебном году в ансамбле занималось около 60 ребят. Обучение бесплатное, доступное, интересное, поэтому у Александра Семёновича всегда большой наплыв желающих.

Очень интересна студия детского эстрадного пения «Апельсин», руководитель Е.Ф. Ахметова. У неё обучаются около 30 ребят. Дети, как и их наставник Елена Фарисовна, так же выкладываются по полной для достижения успеха. Редкое в рамках учреждения, но очень интересное направление связано с народным творчеством, народной культурой – объединение «Русская гармоника», руководитель А.М. Говорухо. Отчётный концерт этого объединения состоялся 27 мая, в течение учебного года ребята принимали участие в мероприятиях, проводимых на базе Владимирской и Московской областей, откуда коллективу часто поступают персональные приглашения. Большое значение и популярность имеют в «ДАРе» наши художники  Е.А. Гусарова, Н.В. Минакова, Н.А. Иванова. У педагогов есть разделение: кто-то берёт деток младшего школьного или детсадовского возраста, а кто-то  специализируется на работе с воспитанниками, которые планируют после завершения обучения у нас поступать в специализированные учебные заведения.

- Выпускники получают какой-то документ?

- Наша деятельность не подвергнута аккредитации. В административно-регламентационном плане это хорошо, мы не занимаемся работой, направленной на готовность выдавать документы об образовании государственного образца. Но с другой стороны, это минус для нас. Почему? Потому что таким образом статус носит второстепенный характер и не обязывает учащихся, зачисленных на программу, доводить до конца начатое дело. Поэтому, к сожалению, мы не реализуем предпрофессиональные, профессиональные программы дополнительного образования, и документ об образовании не выдаем. Можем выдать свидетельство, которое не имеет юридической силы, но подтверждает то, что ребёнок прослушал дополнительную общеобразовательную программу, в определённой степени её усвоил, получил необходимые навыки.

- Говорят, в «ДАРе» стали изучать китайский язык?

- В этом году на Ленина, 24 появилось ещё объединение «Есть контакт!» с программой по изучению китайского языка. Педагог М.А. Савинова несколько лет проживала в Китае. Программа популярна, в этом году примерно 60 ребят её осваивали, и ещё 40 человек планируют заниматься с сентября.

В Александрове у нас есть ещё «адрес» - ул. Октябрьская, 4, бывшая станция юных техников или «Город мастеров». Он по площади намного меньше «флагмана», коллектив сложившийся, сплочённый. Занимаются подготовкой к школе, объединения «Пчёлка» и «Фантазия» реализуют дополнительные программы художественной направленности. Работают два педагога – Е.В. Токарева и Е.Л. Мамаева. Здесь мы стараемся сохранить одно из редких объединений технической направленности – «Авиамоделист», где учат  навыкам моделирования, конструированию из металла и дерева. В нём функционирует одна группа в количестве 11 человек, бессменный руководитель А.П. Колебошин. Работает студия раннего эстетического развития «Школа Самоделкина», имеется комплексный подход к обучению детей, но количество подпрограмм, модулей в несколько раз меньше. Потому что чисто физически здание больше в себя вместить ни обучающихся, ни педагогов не может, но работает как популярная организация досуга.

Эта территория у нас используется ещё как площадка для выставок творческих работ обучающихся, родителей, педагогов и просто жителей Александровского района - в рамках тех муниципальных и внутриучрежденческих конкурсов, которые мы проводим. В течение учебного года может быть организовано около 30 таких выставок. Их посещают учащиеся города Александров для того, чтобы познакомиться с результатами творчества других учеников и сравнить с ними свои работы. Приглашаю читателей газеты посетить в следующем году эти выставки – есть, что посмотреть и чему поучиться. Многие работы направляются в область и заслуживают там хороших оценок, мест и премий.

- Расскажите о других  «адресах», расположенных вне Александрова.

- Недавно  был в посёлке Балакирево на мероприятии, посвящённом Международному дню защиты детей. Приятно было видеть участие главы посёлка С.Е. Данилова, главы администрации В.А. Барскова в жизни каждого учреждения и в чествовании ребят, заслуживающих признания. Дети выходили на сцену ДК «Юность» и получали свои заветные награды.

- У Вас особое отношение к этому посёлку?

- Лучше всего с точки зрения административной деятельности мне работается именно с посёлком Балакирево. Почему? Мой «адрес» там располагается в одном из блоков школы № 36, у нас целый этаж. Там легче и быстрее набрать обучающихся и комфортнее в плане организации, обеспечения, при решении материальных вопросов и проблем. Крыша не течёт, подвалов нет, пожарная сигнализация и электрика принадлежат школе, но в то же время мы со школой работаем слаженно. В этом году на своём этаже заменили оконные блоки пластиковыми стеклопакетами, сделали ремонт четырёх учебных помещений, заменили освещение в учебных кабинетах.

Специфика работы этого «адреса» – художественное творчество, в рамках которого выделяем декоративно-прикладное. Уникальность этого «адрес», прежде всего, в том, что на его базе проходит международный конкурс «Пасхальное яйцо». В этом году обучающиеся здесь стали не просто участниками, а победителями конкурса, их чествовали в Сергиевом Посаде. Мы видим результат работы и продолжаем сотрудничать с организаторами.

Ещё одна особенность этого «адреса» - естественнонаучная направленность, в рамках которой работает небольшое по численности объединение «Юный эколог».

Очередной «адрес» – Струнино, ул. Островского, 4. И здесь есть фундаментальные творческие коллективы, давно и эффективно работающие, имеющие статус образцовых. Образцовому хореографическому ансамблю народного танца «Сударушка», бессменным руководителем которого является Е.Н. Петрова, в прошлом году исполнилось 35 лет. Театр моды «Стиль»; вокальное объединение «Радуга» и ансамбль «Говорушечки» -  Струнино идёт на втором месте после Александрова по  охвату обучающихся дополнительным образованием. Ансамбль «Сударушка» и театр моды «Стиль» недавно посетили братскую нам Республику Беларусь, приняли участие в конкурсах межгосударственного уровня и принесли не просто славу нашему учреждению за пределами страны, но и достижения в виде гран-при – высшей степени отличия. Отчётный концерт ансамбля «Сударушка» состоялся 27 апреля, чуть позже – отчётные концерты вокальной студии «Радуга» и ансамбля «Говорушечки»,  на базе клуба «First» - показ театра моды «Стиль». Руководитель «Стиля» Ж.В. Краснова – уникальный педагог, способный объединить музыкальное, танцевальное и костюмерное творчество,  создать единый художественной образ. Участники объединения сами шьют костюм и демонстрируют его. Объединение рассчитано на детей от 5 до 17-18 лет. Преимущественно здесь обучаются девушки.

«Адрес» в Струнино занимает часть здания бывшего детского сада, 1930 года постройки, в 90-годы прошлого века приспособленного под учреждение дополнительного образования. В материальном плане часть зданий оставляет желать лучшего. Но благодаря бюджетной поддержке, моим прошениям денежные средства два года подряд выделяются стабильно. Здесь мы заменили деревянные оконные блоки пластиковыми стеклопакетами, капитально отремонтировали коридор первого этажа, произвели серьёзный косметический ремонт кабинета художественного творчества Н.А. Поповой. Все выделенные из бюджета Александровского района средства стремимся освоить как можно быстрее в надежде, что выделят ещё, и готовы их направить на развитие учреждения.

- И остался Карабановский филиал?

- Да, ещё один «адрес» – город Карабаново, ул. Мира. 1. Здание 1938 года постройки, в прошлом – детсад, используется пополам с детской школой искусств. Это отдельное строение с огромной территорией. Здесь 29 мая мы провели большой выпускной из объединения «Росток», где идёт подготовка обучающихся к школе. Было приятно присутствовать на мероприятии и видеть результат работы этого «адреса». Здесь было произведено большое количество ремонтно-строительных работ: за период с 2021 года по настоящий момент  вложено 1 млн. 850 тысяч рублей бюджетных и внебюджетных средств, и на лето запланирован косметический ремонт актового зала. Это то место, где встречаются все – педагоги, обучающиеся, родители, где можно показать себя, заявить о себе, продемонстрировать успехи и достижения.

В последнее время в социальных сетях появляются вопросы со стороны родителей обучающихся о, якобы, закрытии этого филиала. Хочу развеять эти слухи. Данный «адрес»  продолжает работу в штатном режиме. Традиционные направления работы здесь сохраняются. Что я понимаю под традиционным направлением? Это студия раннего эстетического развития «Росток», в этом году мы выпустили из неё более 70 детей,  это «Волшебная кисть», эстрадный вокал, театр, лепка. На следующий год планируем найти возможность вновь открыть объединения дополнительного образования по английскому языку и «Акварельку» для обучающихся 5, 6, 7 лет. Будем стараться найти педагога на объединение «Цирковая гимнастика», которое было закрыто 21 апреля в связи с увольнением педагога и переездом его на новое место жительства. Возможно, это будет не собственно цирковая гимнастика, но что-то близкое к ней, похожее на  общую физическую подготовку. Сейчас веду работу по подбору педагогических кадров по данному «адресу» для того, чтобы он работал, как в прошлом и позапрошлом учебных годах.

Объясню, откуда слухи о закрытии. К  сожалению, с 2015 года, а затем с 2021-го работу этого филиала   лихорадит жалобами, претензиями, которые предъявляются к руководителю учреждения, и которые не подтверждаются  в результате проверки надзорных органов. Из наших 5 «адресов» только по Карабанову меня, как руководителя, неоднократно проверяли прокуратура, трудовая инспекция, отдел по борьбе с экономическими преступлениями, министерство образования и молодёжной политики, отдел надзора и контроля, Федеральное агентство по делам молодёжи и т.д. Какой бы запрос не поступил, какая бы проверка не проводилась, замечаний, требований об устранении выявленных нарушений не поступало. Ну и учитывая «особое» положение этого филиала, хочу сказать в этом году после достаточно большого отрезка времени по данному «адресу» на 1 сентября произведено зачислений (то есть 1 ребёнок на несколько программ) – более 400. Неоднократно  посещал учреждение в Карабаново и видел, что  приятно, занятия здесь проводятся до самого позднего вечера, до половины девятого –  каждый кабинет занят ребятами. Они готовились к школе, к участию в конкурсах, соревнованиях, занимались шахматами, писали картины. Было образовано порядка 30 групп как по муниципальному заданию, так и по персонифицированному финансированию. Здесь хочу отметить следующий момент:  если берём наши учреждения в разрезе каждого «адреса», то больше всего ребят (Ленина, 24 исключаем) за счёт средств сертификата было зачислено в Карабаново. Это большой успех, большая заслуга педагогического коллектива, который услышал меня.

В Карабаново мы в этом году провели несколько муниципальных мероприятий. Это выставка в осенне-зимний период, традиционный правоведческий марафон «Конституция и мы» и, что не менее важно, в апреле состоялся традиционный городской конкурс среди дошколят «Совёнок».

- Центр «ДАР» занимается коммерческой деятельностью?

- Обучающимся, не достигшим возраста пяти лет, или если все бюджетные места уже заняты, мы предоставляем дополнительные образовательные услуги на коммерческой основе - скажем так, ещё есть внебюджетный фонд, который используется для поддержки материальной базы. В этом году коммерческая направленность реализовывалась только в Александрове, но, несмотря на это, мы понимаем – учреждение у нас одно и поддерживать  надо все «адреса». Поэтому часть средств, заработанных в Александрове, направляем на материальную поддержку других филиалов.

- Расскажите о сертификатах на обучение, о родительской плате.

- С 5 до 18 лет дополнительное образование предоставляется на бесплатной основе. Сертификат, о котором все говорят, это сертификат дополнительного образования, средства от которого используются целевым образом. Не вдаваясь в финансовые тонкости и особенности муниципального задания по этой теме, скажу, что если ребёнок учится по выбранной программе за счёт предоставленного сертификата и укладывается в заложенную в него сумму, всё необходимое для учёбы приобретается нашим учреждением. Не менее 82% от списанных с сертификатов средств направляется на заработную плату педагогических работников, остальные идут на материальное обеспечение и поддержку их работы, в том числе на приобретение музыкальных инструментов, электронных пианино, ноутбуков, проекторов, материалов для художественного творчества. К примеру, в прошедшем учебном году на приобретение материалов на учебные цели потратили около 1,8 млн. рублей.

На сертификате на 1 сентября 2022 года имелось 12693 рублей, это составляло стоимость трёх блоков программ студии «Почемучки». Денежных взносов с обучающихся за счёт сертификата не предусмотрено. Если их не хватает, ребёнок может продолжить обучение за родительскую плату.

Что касается сценических костюмов в рамках ансамблевой работы, это программы, которые отнесены к муниципальному заданию. Сама природа муниципального задания не предусматривает заложения средств на учебные расходы, поэтому здесь мы прибегаем к помощи родителей. В начале учебного года педагоги проводят родительские собрания, вопросы по приобретению необходимых материалов для пошива костюмов решает избранный родительский комитет, а костюмеры, которые есть при ансамблях, эти работы исполняют. Благодаря помощи родителей мы приобретаем необходимую фурнитуру.

Обращаю внимание читателей на то, что правовое поле, регламентирующее «жизнедеятельность» сертификата, меняется с 1 июля. Думаю, лучше поговорить об этом после этой даты. Тема интересная и полезная для родителей, так как  использование сертификата благотворно действует на семейный бюджет.

- У Вас есть сравнительный анализ ежегодных зачислений? Не останутся ли желающие обучаться за бортом центра «ДАР»?

- На традиционном педагогическом совете 29 мая, в котором принял участие весь педагогический коллектив, мы подвели итоги, сделали анализ работы и наметили перспективу на предстоящий учебный год. В сравнении с прошлым годом прирост детей в учреждениях составил 34%, соответственно 1811 и 2427 обучающихся; зачислений произведено, соответственно, 3100 и 4000  с небольшим. Это существенный показатель, и мы на нём не останавливаемся. Приглашаем ребят к обучению в центре «ДАР» после 15 августа. Всех ждём! Планов у нас много, работы ещё больше.

Т. Толстенко.

Фото автора

© 2024 . .