ОТКЛЮЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
МЕНЮ

СЧАСТЬЕ — ЭТО КОГДА УТРОМ ХОЧЕТСЯ НА РАБОТУ, А ВЕЧЕРОМ — ДОМОЙ

Наш собеседник – Т.А.  Соловьёва, заместитель директора по воспитательной работе в гимназии № 2  Александрова, учитель биологии. За достигнутые успехи и высокий профессионализм награждена рядом Почётных грамот, в том числе Министерства образования Российской Федерации и департамента образования Владимирской области. В настоящее время является участником регионального конкурса «Педагог года Владимирской области». Постоянно находится во взаимодействии, в сотрудничестве с управлением образования Александровского района.

СЧАСТЬЕ — ЭТО КОГДА УТРОМ ХОЧЕТСЯ НА РАБОТУ, А ВЕЧЕРОМ — ДОМОЙ

Наш собеседник – Т.А.  Соловьёва, заместитель директора по воспитательной работе в гимназии № 2  Александрова, учитель биологии. За достигнутые успехи и высокий профессионализм награждена рядом Почётных грамот, в том числе Министерства образования Российской Федерации и департамента образования Владимирской области. В настоящее время является участником регионального конкурса «Педагог года Владимирской области». Постоянно находится во взаимодействии, в сотрудничестве с управлением образования Александровского района.

 - Татьяна Алексеевна, сколько лет Вы учительствуете? Помните ли день, когда впервые переступили школьный порог? Какие эмоции тогда испытали?

- В школе  работаю 17 лет, из них 15 - заместителем директора по воспитательной работе. Тот день, когда  переступила школьный порог в качестве учителя, хорошо помню. Эмоции были очень интересные. Конечно, меня пугала сама ситуация, что прихожу учить, а ещё нет опыта, не знаешь, как подойти к детям, как войти в класс. Я всегда любила свою школу, у меня были прекрасные отношения с учителями, любила саму систему образования, мероприятия, мне всё это очень нравилось. Никакого негатива никогда  не испытывала от школы. Придя сюда работать, видела своих учителей, они улыбались, поздравляли с тем, что  вернулась в родные пенаты. Конечно, это настраивает на работу, на положительный лад, понимаешь, что тебя здесь ждали. Учитель всегда рад,  когда его ученики становятся коллегами, он испытывает определённую гордость. Я  это чувствовала и не могла их подвести. Поэтому эмоции были смешанные, но больше ожиданий, чем волнений.

- Вы  выбрали биологию. Почему? Для чего она нужна человеку?

- У меня две специальности - биология и география, и веду два этих предмета. Мне нравится всё живое -  природа, люди,  в этом интересно разбираться:  почему мир так устроен? почему планета и все живые организмы  живут в гармонии? Это же очень интересно, это же такие сложные связи. Биология уже давно не «пестики-тычинки». Биология сейчас - это понимание системы, как всё работает. Так же  происходит и в технике – когда  знаешь, как она работает,   ты ас. Для чего человеку нужна биология? В первую очередь, для понимания  кто он, как устроен. Начать надо с себя, а потом изучать сколько угодно других наук.  Когда ребёнок, например, говорит, что ему не нужна биология,  спрашиваю: «Ты сам себе не нужен? Ты сам себе не интересен?».  Обычно это цепляет детей.

В основном веду биологию, чаще всего в старших профильных классах, где ребята готовятся к сдаче выпускных экзаменов, но и малышей тоже беру. Веду немного географию

- Говорят, что каждый преподаватель считает свой предмет лучшим. Для Вас это так?

- Не сказала бы - просто считаю, что без него вообще никак нельзя. Как можно представить себе образование, если ты не знаешь историю? История – это основы развития цивилизации, биология – наука о развитии жизни. Что может быть важнее жизни? Нет такого предмета, который можно было бы исключить, и без него случилось бы образование. Нельзя считать образованным человека, который в какой-то дисциплине, каком-то направлении не знает ничего.  Я никогда не скажу ребёнку, что тебе не нужны логарифмы, а нужно строение кровеносной системы. Необходимо всё, человек должен быть образованным.

- Есть ли что-то особенно интересное в биологии?

- Детям всегда близко то, что задевает их самих, и когда ты рассказываешь какую-то сложную тему (программа по биологии сейчас очень сложна и глубока), и когда они на 6-7 уроке с трудом, но  уже воспринимают формулу, которую я вывожу, тогда  подвожу их к жизни и говорю: «Вот поэтому после урока хочется булочку с чаем, а не спаржу пожевать». Они в ответ: «А-а-а!». С этого «а-а-а» можно начинать глубокое погружение в тему.

- По поводу «пестиков-тычинок» -  как дети  воспринимают тему размножения человека?

- Нормально воспринимают, когда  видят, что учитель говорит об этом свободно. Конечно, это приходит с опытом. Стараюсь делать так, чтобы не было у кого-то смущения, потому что это просто органы. Не акцентирую  внимания на отношениях. Если мы рассматриваем половую систему, то рассматриваем продолжение жизни - как развивается плод, что  нужно для будущего ребёнка. Это биологическая система, у которой есть определённая функция, и с этой точки зрения преподаётся вся биология.

Нельзя сказать, что дети сидят «с каменными» лицами. Конечно, есть улыбки, глаза в парту, но всегда есть и  вопросы. А если они не боятся их задавать, значит, я попала в точку, значит, они мне доверяют. Вообще доверие – это очень многое для учителя. У меня с этим складывается, слава Богу. Никогда не лезу со своими советами,  замечаниями, но дети приходят, спрашивают совет, в том числе и по здоровью.  Конечно, всегда начинаю с фразы «Сначала нужно обратиться к доктору, но если ты хочешь знать с биологической точки зрения, как это работает, то  расскажу». Спрашивают и по проблемам семьи, по взаимоотношениям со сверстниками - ребёнку всегда нужно знать мнение взрослого. Очень часто бывает, что от родителей дети боятся услышать осуждение. Учитель и должен  отвечать на вопросы, это его работа, а не отмахиваться: «Сегодня некогда, давай завтра» или «Иди, спроси у папы, мамы, бабушки…». И отвечаешь – на биологии,  на географии. И про семейные ценности, и про проблемы с первой любовью – на всё отвечаешь.

- Вашим детям с Вами повезло.

- Можно и так сказать -  на перемене ко мне в кабинет зайти невозможно. Толпы детей, которые приходят просто для того, чтобы встретиться, что-то обсудить, что-то спросить у меня, о чём-то поговорить друг с другом.

- Обычно людей делят на технарей и гуманитариев, а естественные науки как-то обособленны. Есть ли дети, у которых склонности именно к биологии и  как Вы это определяете?

- Есть, конечно. Это люди, которые любят вариации на тему «почему»: почему это? почему то? Бесконечные «почему» - это  и есть естественные науки, где надо докопаться до сути процессов. Технарям нужна чёткость, гуманитариям – рассуждения, осмысление, примеры. Но эти категории не всегда соотносятся с предметами. Это, скорее, склад ума. И технари, и гуманитарии могут прекрасно чувствовать себя в биологии, но есть дети, которые полностью в неё погружены – работают с микроскопами, готовят препараты, любят проводить эксперименты. Ребята приходят ко мне в пятый класс, программа построена на множестве практических работ.  От них ученики просто в восторге. Мы работаем по новым образовательным стандартам, не рассказываем параграф, как когда-то учили нас. Сейчас всё держится на практике, дети всё делают сами, и когда задаёшь им один эксперимент или опыт, наблюдение домой, они спрашивают: « А что можно сделать ещё?», «Разрешите прийти после уроков и посмотреть другие препараты в микроскоп?». У них горящие глаза, им всё интересно. Вот это и есть будущие естественники.

-  В чём, по Вашему мнению, заключается секрет дисциплины на уроке?

- В классах у меня всегда диалоги. Чем дети младше, тем больше диалогов. У меня нет абсолютной тишины, но и лишних вопросов тоже не бывает. Если появляются, то моя задача направить их в нужное русло. Ученик же не знает, что вопрос не по теме, ему это интересно здесь и сейчас. Иногда бывает  ситуация, когда вопрос задан с точки зрения биологии, но  не по теме. Если не ответить сейчас, потом это будет не интересно. Поэтому останавливаюсь  и  посвящаю несколько минут данному вопросу. Когда интересно,  дети  усваивают материал. Это, возможно, немного неправильно с точки зрения структуры урока, но правильно с точки зрения познавательных запросов детей. Если игнорировать вопросы, что я получу? – скучающие лица, и на мои слова «Есть ли вопросы?» будет молчание. Стараюсь разговаривать, это намного сложнее, чем просто провести урок. Биологическую информацию они, конечно, потом забудут, а вот то, что можно учиться искать истину  в процессе диалога, запомнят.

-Есть ли у Вас любимчики, идеальные ученики?

- Идеальных учеников, конечно, нет, как и идеальных учителей. Это дети. Как мама может сказать, кого из детей она любит больше? Никак. Так же и мы: приходя в профессию, относимся к ученикам, как к детям. Да, они ученики и должны учиться, но они люди. Сегодня устали,  а завтра активны. Конечно, мы поощряем действенность, а не сонные глаза на уроке. Естественно, хвалишь детей, которые  подготовились к занятиям, но стараешься особо их не выделять. Делаешь замечания тем, кто сегодня не выучил задание.

- Вы знаете, что дети ценят в учителе -  в Вас конкретно?

- Наверное, открытость. Раз ко мне идут, значит, доверяют. Пожалуй, именно доверие  является самым главным. Оно накладывает отпечаток и на учебный процесс: та информация, которая исходит от человека, которому  доверяешь, ей уже  заранее веришь. Если учитель делает акцент на том, что важно, а другое  можно просто принять  к сведению, это тоже играет роль.

- Каково это — работать там, где  сами когда-то учились?

- Это очень хорошо. Во-первых,  знаешь, что тебя точно поддержат. К примеру, к своему родному учителю можно прийти и признаться: «Всё,  больше не могу, я просто  не справляюсь». Тут точно знаешь, что над тобой не посмеются и не скажут: «А чему вас там учили в педагогических институтах?». Тебе обязательно помогут и словом, и делом. Во-вторых, доверие, о котором говорила. Оно есть и в учительской среде, и стоит дорогого.

- Продолжите, пожалуйста, предложение «Учитель - это…»

- Во-первых, человек, который воспитывает другого человека, и должен воспитывать его на собственном примере, показывая интерес к образованию, делая акценты на человеческие ценности. Знаете, это ведь не какие-то общие громкие слова - дружеские отношения,  любовь к своей стране, семье, людям… Допустим, как можно, рассказывая об условных рефлексах, не выделить личность нашего великого учёного Павлова, который за это получил Нобелевскую премию? Это же гордость страны! И я прощаю, если ребята не вспомнят  каких-то английских, немецких деятелей науки, но если не напишут русских учёных –  ругаюсь. Как  так не знать, что это наши, мы сделали, это же классно! А семейные ценности - они постоянно  проскальзывают, потому что биология, повторюсь,  наука о жизни. Мы живём в многонациональной стране, у каждого народа свои обычаи, традиции, поэтому затрагиваю  общечеловеческие ценности, такие как любовь к своей стране, уважение к старшим.

- Как бы Вы «нарисовали» свой портрет  с помощью пяти прилагательных?

- Я – человек открытый, интересующийся, лёгкий (на подъём – одно лишнее слово), жизнерадостный, любящий.

- Считаете ли  себя счастливым человеком?

- Да. Счастье, наверное, в том, чтобы заниматься тем, что ты любишь. Есть такая фраза: «Если ты хочешь быть счастливым, найди такое хобби, за которое платят деньги». Когда человек нашёл себя в профессии, когда ему на работе хорошо, когда он не следит за часами в ожидании окончания рабочего дня, «живёт» на работе – он счастлив. Конечно, есть понимание того, что это работа, это ответственность.

- О чём, Татьяна Алексеевна, порой  думаете, когда идёте в школу или из неё?

- По пути на работу всё достаточно банально. Думаю о том, что нужно успеть сделать сегодня. А когда иду из школы, мысли уже  о доме. Долго училась переключаться с работы на семью, а это очень важно – уметь переключаться на близких, уделять внимание сыну, домашним заботам. А ведь в школе, кроме преподавания, есть еще административная работа, которая занимает много времени -  совет школы, совет старшеклассников, творческая группа, ребята из РДДМ (Российское движение детей и молодёжи). Есть профилактические и коррекционные направления, там своя специфика, но там всё равно дети, и когда есть успехи,  вдвойне приятно. Такая постоянная работа по разным направлениям, с разными людьми, разными детьми, с одной стороны, интересна, но с другой, требует большого человеческого ресурса.

- Гимназия – школа с особенными требованиями. Наверное, в обычной было бы проще работать?

- Рада, что работаю именно в гимназии. Когда-то это была средняя общеобразовательная школа, на тот момент ею руководила Галина Борисовна Головня, работали Владимир Алексеевич Лебедев и Галина Ивановна Мишуринская, которая была моим учителем в начальных классах. Она и сейчас работает в гимназии, и (дай ей, Бог, здоровья на многие годы) до сих пор мне помогает. Эти люди стояли у истоков создания самой идеи гимназии, и я была в самом первом наборе гимназистов. Считаю, что это символично: когда меня пригласили на должность заместителя директора по воспитательной работе, произнесли такую фразу: «Ну, ты же гимназистка, ты же знаешь, как это должно быть».  Конечно, гимназия подразумевает, в первую очередь, гуманитарное направление образования, но дух гимназии состоит в большем – в развитии ребёнка. Это постоянные инновации, многогранные проекты, творчество, новые дела, формы, методики – всё для того, чтобы у детей был простор для совершенствования.

Т. Толстенко.

Фото автора

 

 

© 2024 . .