ОТКЛЮЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
МЕНЮ

ГОРЯЧЕВЫ, ТОЛМАЧЁВЫ, РОЖДЕСТВЕНСКИЙ…

Редакция  продолжает публикацию докладов краеведческой конференции «Строгановские чтения», прошедшей в Александровском художественно-краеведческом  музее в апреле 2023 года. В этом номере газеты мы познакомим читателей с исследованием кандидата технических наук Павла Горячева о своих александровских корнях и педагогах Горячевых, Толмачёвых, Рождественском.

  Здесь родились мои прадед, дед и отец

 Александровская земля является для меня биологической родиной. Биологическая родина – это место, откуда пошла мужская линия моей семьи. Здесь родились мои прадед, дед и отец.

     У моего прадеда Н.И.  Горячева, крестьянина деревни Машково, было два сына и дочь. Николай Иванович, придя работать  на фабрику Асафа Баранова, через несколько лет стал конторщиком механического завода.  Всем своим детям он сумел дать высшее образование. Дочь Глафира стала врачом (окончила медицинский факультет Московского университета), старший сын Павел окончил физико-математический факультет Московский университета, а младший  Вячеслав отучился в Московском сельскохозяйственном институте. 

     Мой дед Павел Николаевич учительствовал в школах Струнино и Карабаново. Школьным работником он стал в 1920 году в Струнинской школе. Через два года, не снимая с него обязанностей преподавателя математики, деда  назначили заведующим этой школой, которой он руководил до перевода в Карабаново (предположительно, в середине 1929). В Карабаново он был назначен заведующим школой ФЗУ (фабрично-заводского ученичества).  В 1932 году его «перетаскивают» в Московский текстильный техникум имени 1905 года. Этот техникум располагался рядом с Трёхгорной мануфактурой.

Вскоре Павел Николаевич стал заместителем директора по филиалам, которые были в родном Струнино, Карабаново, Купавне, Клину, Лакинске, на Московских текстильных комбинатах - Краснохолмском имени Фрунзе и «Красная роза». Здесь он проработал до начала Великой Отечественной войны. На эту войну, не смотря на возраст, ушёл добровольцем. Был ранен, имел награды. В феврале 1945 года получил статус «Инвалид Отечественной войны» и последующие годы много болел.

     Известен и такой факт из жизни моего деда: так как его отцу было тяжело обеспечивать учёбу детей, Павел Николаевич, будучи гимназистом 3 класса, за 3 рубля в месяц был репетитором по латинскому языку гимназиста 1 класса. Вот, оказывается, когда началась педагогическая деятельность моего деда.

     О дедовом брате Вячеславе Николаевиче известно очень мало. Установлено только, что он весь учебный год (1923-1924) преподавал математику в Струнинской семилетней школе. До этого он работал в Агро-Службе Северной железной дороги в Москве. О его дальнейшей судьбе узнать что-либо пока не удалось.

 

     Прежде чем поступить в высшие учебные заведения, братья отучились в Струнинском начальном училище (4 года) и  Сергиево-Посадской гимназии (8 лет).  Из аттестата зрелости Павла Николаевича известны предметы гимназического курса, за которые педагогический совет выставлял выпускные отметки. Какие же это предметы? Закон Божий, русский язык с церковно-славянским и словесность, философская пропедевтика, математика, математическая география, физика, история, география, законоведение, латинский язык, французский язык, немецкий язык. Пропедевтика - это введение в какую-либо науку или искусство, сокращенное систематическое изложение в элементарной форме науки или искусства.

     Особо хочется отметить такой момент в жизни братьев Горячевых: они были участниками Первой мировой войны (1914-1918).

 

Сёстры Флерины

     Моя бабушка Лидия Михайловна (в девичестве Флерина, супруга моего деда Павла с января 1918 года) начала свою педагогическую деятельность в 17 лет в 1912 году в начальных классах Струнинской школы при фабрике Асафы Баранова. После переезда семьи в Карабаново трудилась вместе с мужем. После переезда в Москву работала учительницей в детском доме в Сокольниках, а потом в школе рабочей молодёжи при Краснопресненском сахарорафинадном заводе имени Ф.М. Мантулина. Лидия Михайловна вышла на пенсию по старости в январе 1961 года, отдав делу обучения детей и взрослых более 45 лет.

     Бабушкина сестра Александра Михайловна (в замужестве Толмачёва) приступила к педагогической деятельности в 1913 году в Струнинской школе. С октября 1923  преподавала в школе 1-й ступени по месту работы мужа в селе Бакино, а с октября 1930 года была направлена в Махринскую рабшколу 1-й ступени. В августе 1932  переведена в Карабановскую школу ФЗД (фабрично-заводская десятилетка) учительницей первого копцентра (что такое копцентр, установить не удалось).

     Александра Михайловна вышла на пенсию по старости в январе 1961 года.  Её местом жительства до переезда в дом престарелых во Владимире, а затем и в Москве было Карабаново. Дом, расположенный рядом с Троицкой церковью, в котором жила Александра Михайловна, до сих пор служит местным жителям.

     Сёстры Флерины, Лидия и Александра, родившиеся в Москве и отучившиеся после начальной школы в женском училище имени ея Императорского высочества великой княгини Ксении Александровны, приехали в Струнино под опеку тёти Антонины и её мужа священника местной церкви  Алексея Ивановича Рождественского.

     Очень впечатлителен перечень предметов, которые изучали воспитанницы Ксенинского училища.  Это Закон Божий, методика Закона Божия, составление конспектов и практическое преподавание Закона Божия в образцовой школе, русский язык, методика русского языка, составление конспектов и  практическое преподавание русского языка в образцовой школе, теория словесности, церковно-славянский язык, арифметика и начальная геометрия, методика арифметики, составление конспектов и преподавание арифметики в образцовой школе, педагогика и дидактика, история всеобщая и русская, география, чистописание, естествоведение, элементарная физика, черчение, гигиена, рисование, рукоделие. За эти предметы ставили оценки, которые у сестёр были в основном только отличные. Сверх того, девушки обучались бухгалтерии, немецкому и французскому языкам, культуре цветов и овощей, пению и гимнастике.

 

 Домашние учительницы

     После успешного окончания училища девочки получали право быть учительницами начального училища с правом занятия должности помощницы смотрительницы в детских приютах ведомства учреждений Императрицы Марии и начальной учительницы в школах Министерства Народного просвещения. Однако чтобы стать «полноценными» домашними учительницами, которая получала право преподавать по узкой специальности в городских училищах и младших классах гимназии, а также вести учебно-воспитательную работу в семьях и в частных пансионатах, сёстрам пришлось пройти испытания в Педагогическом Совете мужской Карачевской гимназии и дать пробный урок. Успешно выдержав испытания, Лидия Михайловна получила право преподавать русский язык, а Александра Михайловна – историю. Известно, что Лидия Михайловна самостоятельно подготовилась к испытаниям в Карачевской гимназии. 

     Муж Александры  М.М. Толмачёв  тоже был учителем. Михаил Михайлович родился в Нижегородской губернии, в крестьянской семье. Образование – начальное училище (школа), 4 класса Нижегородской духовной семинарии и два курса Ярославского педагогического института (заочно). В апреле 1940 года получил аттестат на звание учителя средней школы с правом преподавания в первых семи классах. Учительствовать начал с 1907 года с перерывом на участие в Первой мировой войне.  

      В Александровском уезде начал трудиться в Бакинской школе 1-й ступени, а завершил путь педагога  в школе города Карабаново. Сохранилась Почётная грамота, которой Михаил Михайлович был награждён исполкомом Александровского райсовета депутатов трудящихся за хорошую учебно-воспитательную работу в школе в 1946-1947 учебном году. В каком году Михаил Михайлович окончил свой педагогический труд пока неизвестно.

 

 Был законоучителем, преподавал психологию и латинский язык

Не могу не рассказать о бабушкином дяде, священнике Алексее Ивановиче Рождественском. Без малого 25 лет назад при моей беседе с известным в Струнино и Александрове краеведом П.И.  Хмелевским он так высказался об Алексее Ивановиче: «Очень умным попом был этот Рождественский. С Луначарским дискуссии вел…». 

    Родился Алексей Иванович в селе Покровское Бронницкого уезда Московской губернии. Церковное образование получил в Донском духовном училище (1882 -1888), а затем, будучи с 1898 года настоятелем Преображенской церкви в Струнино, после сдачи переводных экзаменов за три первых курса, был зачислен в списки студентов 4 курса и через год в 1912 году со степенью кандидата богословия окончил Московскую духовную академию.   

     Приобщение разночинцев к знаниям Рождественский начал в возрасте 22 лет в качестве член-лектора Комиссии по устройству народных чтений в Москве. Три года до приезда в Струнино преподавал географию в Сергиевом ремесленном приюте ведомства учреждений императрицы Марии Фёдоровны.  По приезде в Струнино, с 1898 по 1917 год, был законоучителем в Струнинском фабричном училище, в железнодорожном училище и мужской гимназии города Александров. Помимо этого, в Александровской гимназии много лет преподавал психологию и латинский язык.

        В завершение хочу сказать следующее: не сомневаюсь и горжусь тем, что мои дедушка, бабушка и другие родственники плодотворно поработали в начале ХХ века на поприще школьного образования в Александровском районе Владимирской области.

П. Горячев.

Фото из архива автора.

© 2024 . .