ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА – СОДЕЙСТВИЕ
Первого июня 2025 года Государственному фонду поддержки участников специальной военной операции (СВО) «Защитники Отечества» исполнилось два года. В Александровском филиале фонда работают два социальных координатора – Виктория Валерьевна Атрушкевич и Михаил Викторович Новиков, которые подробно ответили на вопросы нашего корреспондента об особенностях своей работы.

Аудитория содействия – защитники Отечества и их семьи
- Расскажите, пожалуйста, с какой категорией граждан Вы работаете?
В. Атрушкевич: - Мы оказываем содействие ветеранам боевых действий, которые демобилизованы, т.е. уволены с военной службы, в основном по состоянию здоровья, какой-то процент из них имеет инвалидность; демобилизованным по семейным обстоятельствам, членам семей погибших участников СВО. С конца прошлого года фонд «Защитники Отечества» наделён полномочиями оказывать содействие членам семей пропавших без вести воинов. Сами понимаете, в каком состоянии находятся люди, когда живут в неизвестности о судьбе близкого человека. Всегда есть надежда, что он жив. Поэтому мы помогаем составить розыскную карту, берём анализ ДНК и направляем на экспертизу для составления генетического профиля. Все процедуры филиал фонда проводит бесплатно.
Делаем вместе то, что нужно
- Какую именно работу Вы ведёте?
В. Атрушкевич: - Основная наша функция – содействие в решении возникающих вопросов. Оказываем содействие в оформлении документов о получении статуса ветерана либо инвалида боевых действий. Оказываем содействие в получении мер социальной поддержки, бесплатной психологической помощи. В плане юридической помощи, услуги, определённые соответствующими постановлениями, в их числе первоначальные консультации для участников СВО, для ветеранов боевых действий, для членов семей наших оказываются адвокатами бесплатно. Также мы помогаем в медицинской реабилитации, в обеспечении санаторно-курортным лечением, техническими средствами реабилитации, включая высокофункциональные протезы, протезно-ортопедические изделия. Проводим адаптацию жилых помещений под индивидуальные потребности участников СВО, получивших инвалидность.
- Кому полагается переоборудование жилых помещений? Кто может подать заявку?
М. Новиков: - Адаптация помещений проводится только тем инвалидам, которые получили ампутацию либо верхних, либо нижних конечностей, инвалидам по зрению или по слуху, которые, к сожалению, в связи с отсутствием физических возможностей не могут без проблем передвигаться, чем-то пользоваться в быту.
Адаптация жилых помещений создаёт условия более удобного проживания этой категории наших подопечных, наших ребят, которые находятся на сопровождении. Человеку, у которого нет нижней конечности, либо он передвигается на протезе, гораздо удобнее, когда ступеньки невысокие. Где-то будет включаться электричество с помощью системы «умный дом», оборудуется широкая входная группа. Человек должен иметь возможность беспрепятственно выйти из квартиры на улицу, жить в доступной среде. Эти вопросы находятся на контроле и нашего регионального отделения фонда, и центрального аппарата фонда «Защитники Отечества». Люди благодарят за адаптацию помещений под их нужды.

Все расходы – за счёт фонда и Правительства
- За счёт каких средств производится адаптация жилых помещений?
В. Атрушкевич: - За счёт средств Государственного фонда «Защитники Отечества», за счёт Правительства Владимирской области. Ни управляющие домами компании, ни сами ветераны финансовые средства не вкладывают. Вопрос адаптации конкретного жилого помещения рассматривается на уровне муниципалитета. Создана муниципальная межведомственная комиссия по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, входящих в состав жилищного фонда Александровского района, в которых проживают инвалиды. Как социальные координаторы, мы в обязательном порядке участвуем в работе комиссии, выходим на объект. Комиссией определяется необходимость переоборудования как внутри помещения, так и создания комфортного доступа в квартиру. Затем согласованные документы направляются в центральный аппарат, и оттуда приезжают специалисты и адаптируют.
Цель – помочь каждому
- А если человеку не нужна адаптация помещения, он лежачий. Можно ли создать ему условия для занятий спортом, удалённого общения?
В. Атрушкевич: - Тут всё зависит от того, насколько функционирует сам человек, потому что у нас в Александровском районе, например, есть паллиативный больной. Он единственный во всей Владимирской области. Мы провели для него адаптацию помещения, специальную регулируемую кровать установили, чтобы и ему было удобно, и тем, кто за ним ухаживает. Установили колонку «Алиса», с которой он может поговорить, узнать новости, послушать музыку и т.д., определённым образом развиваться.

«Содействие оказываем по максимуму»
- Вы ощущаете моральную тяжесть от работы?
М. Новиков: - На моей прежней работе (военный комиссариат г. Александрова и Александровского района) было тяжелее. Там первый удар на себя принимали, когда, например, приносили людям извещение о гибели, о том, что человек без вести пропал. А в фонде «Защитники Отечества», прежде всего, большой объём социальной помощи, и люди к нам обращаются, когда гнев прошёл и наступил «момент принятия» произошедшего. И мы стараемся оказать им максимальное содействие.
Пример из жизни
Пока мы беседовали, получить консультацию пришла девушка 18 лет. Поразительно собранная, с конкретными вопросами к координаторам и чёткими ответами на их вопросы. Печальная, но не дающая волю эмоциям. Виктория Валерьевна и Михаил Викторович в беседе с ней выяснили ситуацию, проконсультировали по дальнейшим действиям и дали практические советы. Общение соответствовало «букве закона», но было не официальным, а по-человечески добрым.
Кто «вынимает» из человека тревожность и страдание
- Наверное, Вашим подопечным требуется помощь психолога?
В. Атрушкевич: - Психологическая помощь у нас оказывается на высшем уровне, помимо той, что идёт в Александрове, когда специалисты работают с членами семей погибших воинов, с ветеранами, с теми, кому требуется непосредственно психологическая помощь. Особая наша категория – семьи без вести пропавших. Они массово обращаются к психологам, так как не справляются со своим моральным состоянием.
В региональном фонде тоже есть психолог, который на месте оказывает психологическую помощь. Организована эта работа на должном уровне, эффект положительный. Негативных отзывов не было. Наоборот, люди отмечают, что им стало легче. Мы всех спрашиваем, нужен ли им психолог. Потому что именно этот квалифицированный специалист знает, что и как сказать, о чём спросить, знает, как можно помочь словом, советом преодолеть тревожность, беспокойство, моральное страдание. Это особенно важно для членов семьи без вести пропавшего.
- Бывают ли случаи, когда человек приходит и обвиняет в своём горе или несчастье Вас, координаторов филиала фонда «Защитники Отечества»?
- Бывают. Мы все люди. Мы соболезнуем нашим опекаемым. Но не можем принимать на себя их обвинения, боль, отчаяние. Нам нельзя расслабляться, мы не можем морально потеряться сами.
Работа социального координатора – помочь человеку. Приходится быть немного психологами. Слушаем, обсуждаем ситуацию, советуем пойти к специалисту. Часто бывает, что, излив душу, люди нам говорят: «Я с вами поговорила, мне так легко стало».

Понять, успокоить, помочь
- Среди людей бытует мнение, что часто можно найти поддержку именно в фонде «Защитники Отечества», что это последняя инстанция на местах. Как Вы это прокомментируете?
М. Новиков: - Думаю, что мнение в определённой мере обоснованное. И негатив в нашу сторону выплёскивается в основном потому, что люди уже обращались во многие другие федеральные, региональные организации, которые должны предоставить им информацию, оказать помощь, поддержку. Часто они не бывают допущены на территории воинских частей, где пропали без вести или погибли их близкие родственники. Либо в какой-то организации к их обращению подходят «с буквы закона», но без большого понимания. Они, естественно, приходят и говорят, вот мы обращались… и перечисляют инстанции. Ну, и в наш адрес звучит: «Вот вы…»
Виктория Валерьевна правильно сказала, что в этом вопросе психологический момент очень важен, и нам приходится корректировать ситуацию, прежде всего, успокаивать людей. Мы должны этим людям дать квалифицированный ответ, оказать квалифицированную помощь. И, самое главное, чтобы они ушли от нас с пониманием того, что они не брошены. Если это понимают, то потом негатива не будет.
Мы берём их на сопровождение, стараемся сразу оказать помощь, согласовав это на муниципальном уровне. Если мы чего-то не знаем, то обращаемся в региональное отделение, там прекрасные специалисты, и руководство региональное нас никогда не оставляет без внимания, без участия и без квалифицированного ответа.
«Вникаем в проблему и подключаемся к её решению»
- Приходится ли Вам каким-то образом связываться с военкоматом, социальным фондом, с другими организациями, чтобы помочь человеку, пришедшему к Вам уже как в последнюю инстанцию?
В. Атрушкевич: - Это наша первая работа. Правильно уже было сказано, что они к нам приходят как в последнюю инстанцию, когда уже всех других обошли, но получили там не совсем квалифицированные ответы. Естественно, мы сразу вникаем в проблему. Нет запроса из военкомата? Подключаемся, связываемся, бывает так, что непосредственно с подопечным едем в военкомат, в соцзащиту, социальный фонд. Бывает, человек приходит и просит: «Сходите со мной, или подскажете, куда идти». Идём и вместе решаем вопрос, подсказываем, что делать дальше. Мы на то и социальные координаторы, чтобы скоординировать и помочь.
В администрации слышат, понимают, помогают
- Вам удаётся самостоятельно решать все проблемы?
М. Новиков: - Бывают такие вопросы и проблемы, которые без муниципального руководства не могут быть разрешены. В таких случаях обращаемся в администрацию района. Знаем, что нас там слышат, понимают, помогают. Временно исполняющая полномочия главы администрации Александровского округа Анна Васильевна Кузнецова и её заместитель по вопросам социальной политики Ольга Владимировна Коршунова находятся в курсе происходящего в нашей сфере и практически всегда на связи. Мы благодарны им за внимание к обращениям, к подопечным, за их частое личное общение с нашими подопечными, оперативный отклик на проблемы. Люди понимают, что они не одиноки, не брошены на произвол судьбы, что им помогают справиться с проблемами, разрешить которые они сами не в силах.
Хочу сказать, что недавно мы с Викторией Валерьевной с помощью муниципалитета оформили входную группу нашего филиала фонда «Защитники Отечества», теперь люди не спутают наш фонд с другими организациями, как это иногда случалось.

У защитников Родины права одинаковые
- Скажите, пожалуйста, иностранные граждане, которые живут здесь с семьями, мечтают получить гражданство Российской Федерации и для этого заключают контракт на участие в СВО, они имеют такие же права и льготы, как граждане России?
В. Атрушкевич: - Окончательная цель такого человека – получить гражданство Российской Федерации. Неважно, по какому документу в настоящее время он живёт в нашей стране: вид на жительство, уведомление о пребывании на территории Российской Федерации, разрешение на временное проживание. Он подписывает контракт и отправляется на СВО. Получает зарплату, содержит семью. Семья имеет такие же льготы на детей, как и граждане России.
М. Новиков: - В случае, например, каких-либо печальных событий с данной категорией граждан, для них всё так же сохраняется, как и для граждан Российской Федерации. Мы берём их на сопровождение, они не остаются без нашей помощи. Стараемся, чтобы с нами им было теплее и лучше.
В жизни есть много интересного
- Что, кроме быта, ещё есть в жизни Ваших подопечных?
В. Атрушкевич: - Культура, физическая культура, саморазвитие, познание, посещение новых мест. Мы активно вовлекаем наших ветеранов, членов семей погибших или без вести пропавших в спортивные и культурные мероприятия, организовываем посещение театров, концертов, экскурсионных поездок. Предлагаем реабилитацию и оздоровление в санаториях. Привлекаем ветеранов к патриотическому воспитанию школьников и молодёжи на уроках мужества. Двенадцатого сентября провели патриотическую акцию у памятника афганцам, наши ветераны в ней тоже участвовали.
Ветераны боевых действий с благодарностью откликаются на приглашения. Члены семей погибших активно участвуют и в поездках, и в других мероприятиях. Недавно Михаил Викторович сопровождал членов семей погибших во Владимир на прекрасную постановку спектакля «Мир во время войны» Владимирского театра драмы.
Заключение контракта – решение личное
- Люди реально понимают, что ни фонд, ни соцзащита, ни военкомат не виноваты в том, что их родной человек погиб? Понимают, что он сам пошёл либо, в первую очередь, Родину защищать, либо защищать и деньги зарабатывать? Возлагают ли они на кого-то вину за его смерть?
В. Атрушкевич: - Большинство людей приходят сюда и говорят: «Ну вот, пошёл деньги зарабатывать…». Ни разу за период работы здесь, ни от одного человека, не услышала претензий, обвинений в том, что «Он пошёл там вас защищать да и погиб, вы виноваты». Или: «Военкомат виноват в том, что мобилизацию объявили». Нет, такого не было. Люди понимающие.
Многие родственники, особенно семьи из категории без вести пропавших, даже не знали, что человек подписал контракт, собрался и пошёл на СВО. Это решение он принимает сам, а в последний момент ставит родных перед фактом, и уже никто и ничто на него не повлияет.
М. Новиков: - По своей предыдущей работе в военкомате тоже могу сказать: таких обвинений и упреков ни разу мне никто не высказал ни в глаза, ни за глаза. Даже те, кто уходили по мобилизации, когда в 2022 году мы исполняли Указ президента вместе с главой администрации, с членами комиссии призывной. Тогда было тяжело, после этого было тяжело, но сейчас пришло осознание, что эти ребята, во-первых, прежде всего, выполняют большую боевую задачу по защите нашей Родины. Во-вторых, люди понимают, что если вдруг что-то печальное происходит, то ни один родственник, ни один человек не остаётся позабытым. Отовсюду – и от нас, от соцзащиты, от Социального фонда, областного Правительства, местной администрации – их «ведут», они не забыты. И сами они могут обратиться в любое время и на любой уровень власти, и для них будет сделано необходимое. Мы и без обращений стараемся оказывать помощь. К примеру, перед первым сентября первоклассники из семей наших подопечных получили небольшие, но нужные подарки.

Поддерживают и помогают отовсюду
М. Новиков: - Очень приятно, когда наши предприниматели волонтёры, благотворители помогают тем, чьи родственники сейчас на СВО, и после помогают тем, чьих родственников уже нет или они демобилизованы по ранению.
Мы стараемся, чтобы люди к нам пришли, как домой, в тёплую и дружескую обстановку, и решили все проблемы, которые у них возникают, с нашей помощью, либо с помощью других организаций, с кем мы контактируем.
В. Атрушкевич: - Конечно, у нас есть график работы, но время общения с нашими подопечными ненормированное, графиком не ограничивается, потому что и человеческие проблемы не нормируются, и помощь может понадобиться в любое время.
Ветераны СВО объединяются
- Скажите, пожалуйста, планируется ли создание каких-либо объединений участников СВО?
- Да. На региональном уровне уже создана Ассоциация ветеранов специальной военной операции, это общественная организация. Вступление в её ряды – дело добровольное. Она объединила актив ветеранов, уже вернувшихся домой.
Всегда на связи
- Виктория Валерьевна, Михаил Викторович, благодарю Вас за содержательную беседу. Прошу напомнить нашим читателям адрес фонда и телефоны.
- Александровский филиал регионального фонда «Защитники Отечества» находится в городе Александров, ул. Революции, дом №72. Рядом со входом размещена привлекающая внимание красочная вывеска с названием фонда. Наш телефон: 8(980) 751-96-61.
Т. ТОЛСТЕНКО
Фото: автора и из архива филиала фонда «Защитники Отечества»
