БОЕЦ С ПОЗЫВНЫМ «ЕСАУЛ»: «У ТЕХ, КТО ИДЁТ НА СВО, В КРОВИ ЕСТЬ ДУХ»
Казак с позывным «Есаул» из Александровского станичного казачества заключил контракт с Министерством обороны РФ и служит в военной полиции ВДВ. Решение принял в декабре 2022 года - отгулял новогодние праздники и отправился на фронт добровольцем.
«Просто мы – казаки»
- Моя мирная профессия никак не связана с военной службой. Перед уходом на войну был обычный гражданский человек. Имею высшее юридическое образование, занимался услугами по таможенному оформлению документов и грузоперевозками. Просто мы - казаки, наше дело не сидеть дома, а участвовать в защите своей страны.
Получил профессию оператора беспилотников, «отшлифовал» её до максимума и потом уже обучал людей. Через полгода, когда закончился первый контракт, пришёл домой и попросил нашего атамана Александра Петровича Козинцева разузнать о возможности заключить договор с Министерством обороны. И 20 октября 2023 отправился в зону СВО во второй раз. Попросился в ВДВ, первые месяцы был в штурмовой роте, сейчас – в военной полиции.
Сначала «летал» на большой «птице»
- Как семья отнеслась к тому, что ушёл по контракту на СВО? Сын чуть за мной не «убежал», раза 3−4 его останавливал. Он взрослый, срочную службу прошёл, работает инструктором в автошколе. Убедил – пока я за него там. А вот родители перенервничали. Отец - бывший офицер (к сожалению, умер совсем недавно, 5 февраля 2025 года). Сказал ему с матерью, что ухожу на СВО - не поняли, приняли моё решение в штыки. Я тогда «отпустил» ситуацию на пару месяцев, потом по-тихому ушёл и сообщил об этом только через месяц. Во второй раз уже никаких таких моментов не было – собрался, попрощался и закрыл за собой дверь. Был инструктором по беспилотникам самолётного типа. Первые полгода «летал» на большой «птице», наводил артиллерию. Нас работало 10 человек круглосуточно, БПЛА всегда парили в небе. Результативность была очень хорошая: с видеоподтверждением уничтожено 4 тысячи целей.
Не случайный человек в казачестве
- В казаки «Есаула» приняли не так давно - в 2022 году. Провели традиционный обряд - плёточкой отхлестали, наказ дали, присягу провели – всё, как надо. Он не случайный человек в казачестве, - отметил атаман Александровского станичного казачества А.П. Козинцев. И рассказал историю своих предков:
- Один мой дед по отцовской линии воевал за «белых», другой по материнской линии – за «красных» у Будённого (правда, впоследствии, раскулачили обоих). При Советском Союзе говорить об этом не то, что запрещали – не принято было. Когда меня мать в середине 1970-х провожала из дома в большую жизнь, отдала со своей пенсии почти все деньги - 10 рублей (пенсия была 12). Подняла на своей кровати матрас, набитый сеном, а под ним на дощечках лежала спрятанная казачья форма моего деда. Слава Богу, сейчас времена другие, люди возвращаются к своим истокам. Казачья культура, традиции велят нам чтить память о предках, которые защищали Россию. Теперь пришёл и наш черёд.
По словам атамана, из Александровского района на СВО ушли свыше 40 казаков. Александр Петрович охарактеризовал «Есаула» как спокойного, инициативного, дисциплинированного и грамотного человека, который умеет работать и с документами, и с личным составом - такие на полях сражений на вес золота.
Спокойный характер помогает?
- Если будешь нервничать, переживать, можешь притянуть что-нибудь нехорошее. Поэтому, по себе скажу, «там» у меня, что бы ни происходило, «железное» спокойствие, максимальная концентрация – поставлена боевая задача, её надо выполнить, и эмоциям нет места. Помню, однажды на боевом выходе нужно было сутки пересидеть в укрытии. По нам работали артиллерия, танк, все в панике, а я лёг в уголок спать. Сослуживцы тогда очень удивлялись: «Как ты можешь спать в такой ситуации?». Говорю: «У нас цель переждать, зачем нервничать?». То же самое, когда ходил в штурмовой группе - чем меньше думаешь, тем лучше. Тем более что, прежде чем отправить группу в какую-либо точку, все нюансы полностью «разжёвываются». Часто делается макет такого же укрепа (укрепленный район местности, оборудованный для обороны), на котором отрабатывается штурм. Всё это делается для того, чтобы беречь личный состав.
Штурмовых групп, как правило, несколько, в каждой по 3-5 человек, идут с интервалом – так безопаснее. Это должны быть люди, которые понимают друг друга не только с полуслова, но и с полувзгляда. У военных такое называется боевым слаживанием. Людей разбивают на взводы, мы жили в одной землянке в тыловой зоне для того, чтобы познакомиться, лучше узнать друг друга.
Меня спрашивают на гражданке про такое понятие, как «боевое братство», когда тебе отдадут последний глоток воды и последний патрон - есть ли оно? Отвечаю, что это даже не обсуждается. Всё последнее на всех поделим. Только я не считаю это братством - нормальные человеческие отношения.
«Условия создаём сами»
- Не знаю, как у других, у нас есть инженерное подразделение, которое пригоняет экскаватор для рытья землянок. Единственное, что сами делаем, ровняем углы после ковшовой работы, чтобы жилище получилось квадратным. Внутреннюю «отделку» тоже сами делаем, но чаще всего захватываем украинские землянки. Поселились и начинаем максимально расширять - делать «лисьи» боковые «норы», чтобы в случае обстрела можно было в них спрятаться.
Находясь на боевом задании, тоже окапываемся максимально. Если поначалу кто-то говорил: «Да ну, давайте не будем копать, пусть это делают те, кто придут после нас», то после первого попадания все пофигисты сразу же берут лопаты и без лишних слов окапываются.
Понятно, что СВО - не курорт, многого не хватает. Но снабжение продовольствием регулярное, печки и дрова к ним, стиральная машина, баня, где помыться – всё есть. С лекарствами тоже нормально. Медики есть, по звонку приезжают, если есть проблемы со здоровьем, – диагностируют. «Гуманитарка» с вкусностями и детскими письмами часто приходит.
Из-под крана воду не пьём, потому что она очень жёсткая, влияет на пищеварение и… может оказаться отравленной – случаи попыток добавить яда были. Министерство обороны выделяет питьевую воду бутилированную - в полторашках, пятилитровках. Привозят её еженедельно. При желании «там» можно и в магазин сходить. Государство нам зарплату выплачивает. Нет повода сидеть и ныть, что всё плохо. Вот вы у меня спросите, что мне надо? - ничего. Всё есть. Плюс уверенность в своих силах есть, и вера в товарищей есть, и желание победить врага…
Без веры на фронте нельзя
- Что касается ранений, Господь миловал. Хотя могли бы и быть - все укрепы, в которых находился как штурмовик, разбивала вражеская артиллерия. Но после того как я оттуда уходил. Повезло? Не знаю, скорее всего, Бог бережёт. Как-то раз по нам работала «птица» - мы то лежим, то бежим. Ветра не было, кидай и кидай свои гранаты. БПЛА выбросил весь запас, но так и не попал по нам. По опыту скажу, дрон делал резкие движения, а это признак того, что у оператора навыка мало - опытный всё плавно делает. «Птицу» шатало из стороны в сторону, поэтому и не попал - тоже, наверное, Бог уберёг. Без веры на фронте нельзя. Небесные заступники – первые защитники воинов, которые ведут бой за правое дело.
Порой спрашивают, можно ли на СВО надевать казачью форму? «Там», конечно, нет строгого дресс-кода, в чём ходить. Можно носить и «кубанку», но для того чтобы выжить, на голове должен быть защитный шлем, на груди - бронежилет. На казачью принадлежность у меня указывают два шеврона «Есаул» - на шлеме и на бронежилете. Этого, считаю, достаточно.
В отпуске удаётся переключиться на мирный ритм жизни?
- Здесь по улицам люди ходят, под ноги мало кто смотрит. «Там» под ноги смотришь всегда. Это уже привычка. Если на дороге есть мелкие лужи, я в них не наступаю - на СВО в такой лужице может лежать всё, что угодно. «Там» противник активно использует минирование. То есть зашёл в землянку, всё нормально, а обратно уже выйти не можешь, потому что всё вокруг дистанционно заминировали. На СВО важнее всего зрение и слух - внимательно смотреть под ноги и над головой, плюс слушать небо. Это уже на уровне рефлекса. Он и в отпуске остаётся. Не знаю, что с ним будет потом, после окончания СВО, может, и пройдёт. Но пока живу с включенной кнопкой самосохранения.
Совет тем, кто только собираются служить по контракту
- Если бы побольше бойцов приходило, думаю, быстрее всё закончилось. Хотя люди постоянно прибывают, отправки стабильные. И, если уж решились, идите, не смотрите на тех, кто остаётся дома. Раз определились с выбором, будьте до конца ему верны.
Те, кто приходят на СВО, разного возраста. Есть молодые, недавно встретил вообще 19-летнего, но видел и двоих 1960 и 1962 годов рождения. У этих людей хватило духу пойти на войну, и возраст тут вторичное. Главное – моральный дух, а он или есть в крови, или его нет. Если есть, такой человек (какого бы он возраста или хрупкого телосложения не был), всё равно приносит пользу армии и своей стране.
Время показывает, что мы сплотились, за эти 3 года народ объединился. И этого уже не изменить, нас не развалить на «кусочки». Мы есть и будем по- настоящему вместе. И это тоже наш общий гражданский дух.
О. Кошелева
Фото предоставлены участником СВО