КРАСОТА РОДНОЙ ЗЕМЛИ ИЛИ ПРАЗДНИК ПЕЙЗАЖА В АЛЕКСАНДРОВЕ
Третьего февраля в выставочном зале Александровского художественно-краеведческого музея открылась выставка живописи А.В. Адибекова, на которой представлено около 40 картин в жанре пейзажа.
«ХОРОШО БЫ И МНЕ ТАК НАУЧИТЬСЯ…»
Общеизвестно, что каждый художник видит окружающий мир своим, особенным зрением, старается отобразить увиденное на холсте, поделиться красотой – яркой и броской или неприметной и скромной – со зрителями.
Отвечая на вопросы ведущей А.М. Титовой, Артём Валерьевич поделился воспоминаниями о пути к творчеству, о необходимости балансировать между желаниями родителей и собственным стремлением к изобразительному искусству, о современном творчестве:
- В юности я ходил в художественную школу, в школе рисовал всё время - даже если это было во вред успеваемости. Когда впервые увидел на выставке в школе работы студентов архивного института (МАРХИ был шефом школы) – рисунки пером, отмывку тушью, то не мог оторваться, любовался совершенством перспектив, проработкой деталей, качеством исполнения и думал, что хорошо бы и мне так научиться… Но пришлось учиться в полиграфическом техникуме, так как родители не поддерживали моего стремления к изобразительному искусству. Одновременно на подготовительных курсах в архитектурном институте осваивал рисунок. Читал много литературы об искусстве, художниках и понял, что искусство – это тяжёлый и в то же время пленительный труд.
У родителей денег не просил, на сэкономленные купил этюдник, краски и однажды на этюдах в Коломенском познакомился с художником – человеком отзывчивым и хорошо писавшим этюды. От него узнал, что в Доме культуры завода имени Лихачева есть художественная студия, но туда мне поступить не удалось – экзамены уже прошли. Зато совершенно случайно увидел из окна автобуса другой ДК – 1-го ГПЗ. Зашёл, узнал, что и здесь есть студия, в ней занимаются взрослые люди. Руководитель с запоминающейся внешностью, с благородной серебряной бородкой рассмотрел мои работы и сказал: «Ну что ж, начнём всё сначала! Как говорится, к работе годен, но не обучен». Безо всяких экзаменов он меня записал. Руководителя звали Афанасий Евстафьевич Сухинин, член Московского областного Союза художников. С 1981 по1983 год в его студии я очень многому научился.
Зимой мы работали с натюрмортами, а с весны до осени выезжали на этюды.
ОТНОШЕНИЕ НЕБА К ВОДЕ
Хочу сказать, что в мире есть всего две «пейзажные» страны. Это Швейцария и Россия. Но Россия отличается тем, что, как говорят художники, «если нет нужной погоды, подожди 15 минут». Если работу над натюрмортом можно сравнивать с длинной беговой дистанцией, то этюд в России – бег на короткую. Писать приходится мгновенно, потому в течение часа-двух все отношения – леса к траве, неба к воде – могут кардинально поменяться.
Отношение неба к воде – очень важный момент в творчестве Адибекова.
Переходя от пейзажа к пейзажу, рассматривая написанные художником природные уголки (в основном средней полосы России), отмечаешь, что практически в каждой из них присутствует вода – если не в виде водоёма, то как снег, лёд, дождь. «Большая вода», «Первый лёд», «Золотой день», «Весенняя дорога», «Весенний ручей», «Храм Покрова-на-Нерли». И очень близкие нам «Вечер на реке Серой», «Река Серая. Мостки», «Весна. Карабаново».
Исполненные в традиционной манере русской реалистической живописи, его работы отличаются не «красивостью», а красотой скромного пейзажа на грани зимы и весны, осени и зимы, когда сама природа не блистает яркими красками. А «сезонные» пейзажи восхищают множественными оттенками натуры, застывшими в царстве холода елями и соснами или оголёнными деревьями; голубизной весеннего неба, отражающегося в освободившихся от оков водоёмах, исходящим непонятно откуда светом, несущим с собой радость от созерцания пробуждающейся природы. Буйная сирень в пейзаже «Отвори потихоньку калитку», неброская яркость полевых цветов в картине «Серый день», рождественское утро в одноименной работе, «Золотой день», дождь в Калязине, купола Ростова Великого, пейзажи городов и селений Средней полосы России – ото всего в картинах А.В. Адибекова исходит любовь к родной земле, выраженная в искренности отображения и гармоничности каждого штриха, каждого мазка.
Художник любит ходить на пленэр, писать с натуры. Главное удаётся написать в этюдах, доработка и тщательная прорисовка – потом. Использует ли он при работе над пейзажем фотографии? Почему бы и нет? Современная техника помогает увидеть то, что не успело войти в этюд (вспомним, как быстро меняется погода в России), но всегда окончательное решение, цветопередача – за мастером.
ДИРЕКТОР ИЗДАТЕЛЬСТВА «МАРКА»
С открытием выставки А.В. Адибекова поздравила заместитель директора по научной работе музея-заповедника «Александровская слобода» М.К. Рыбакова, напомнившая о сотрудничестве музея и издательства «Марка», о том, что в 2013 году изображение Александровской слободы в честь её 500-летия появилось на почтовом блоке. Идея издания родилась у Артёма Валерьевича после посещения им музея-заповедника. Церемония торжественного гашения марки состоялась в Международный день музеев — 18 мая. Общий тираж марки 80 тысяч экземпляров. Из «Александровской слободы» конверт и марка с её изображением отправились по всему миру. Сейчас этот почтовый блок является филателистической редкостью. В 2019 году к 100-летию музея-заповедника АО «Марка» выпустило почтовые карточки с литерой «В» с видами и экспонатами музея, и в почтовое обращение вышла марка, посвящённая юбилею «Александровской слободы». В последующем общении с художником выяснилось, что в настоящее время в России имеется около 20 тысяч филателистов, тиражи марок несколько уменьшились из-за введённых против страны санкций и усложнившейся логистики.
С приветствием, в котором прозвучали слова искренней признательности А.В. Адибекову за организацию выставки «Красота родной земли», выступила директор АХКМ О.И. Меньшикова. Позже Ольга Ивановна продолжила разговор с ним, в результате прозвучало предложение Артёма Валерьевича подарить музею картину «Карабаново». Отлично!
В процессе открытия выставки неоднократно звучали мелодии, исполненные на саксофоне Савелием Бандуриным, учащимся МБУДО «Александровская районная детская школа искусств имени В.В. Зубова», руководитель – Николай Яковлевич Коновалов. Савелию вручено Благодарственное письмо АХКМ.
Примечательно, что будущие художники (воспитанники отделения ИЗО при детской школе искусств посёлка Балакирево) на импровизированном занятии своего руководителя Любови Кондратьевны Покровской знакомились с особенностями творческой манеры А.В. Адибекова прямо у его картин.
Выставка открыта для посетителей по 5 марта включительно. Приходите. Поверьте, там есть что посмотреть!
Т. Толстенко
Артём Валерьевич Адибеков родился в Москве в 1964 году. В 1979 начал активно заниматься изобразительным искусством. С 1981 по1983 годы обучался в студии художника А.Е. Сухинина. В 2000-ом прошёл обучение при Московской технологической академии по курсу «Дизайн». Работает в живописи, графике, скульптуре.
Творческие работы А.В. Адибекова были представлены более чем на 40 выставках, проходивших в посольстве Мексики в Москве, Россвязи, музеях-заповедниках «Мураново» и «Абрамцево», АО «Гознак», АО «Марка», Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Российском историческом обществе, музее-усадьбе «Архангельское», а также на выставочных площадках Санкт-Петербурга, Ярославля, Переславля-Залесского, Александрова, Калуги, Твери, Рыбинска, Плёса и др.
Член творческого отделения «Родники» ЮАО Москвы, Творческого союза художников России, Союза художников России, член-корреспондент Российской академии художеств.
С 2005 года – директор издательства «Марка». По его личной инициативе в издательстве «Марка» работает открытая школа-студия живописи, регулярно проводятся выездные пленэры, действует постоянная выставочная экспозиция.
Работы художника находятся в собраниях музея-заповедника «Александровская слобода», музеев-усадеб «Архангельское» и «Ясная поляна», музеев Ярославля и Плёса.