ОТКЛЮЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
МЕНЮ

«...сохранение русского в русском человеке сегодня –

это проблема больше не этническая,

а духовно-культурная, проблема духовного

и культурного здоровья нации...».

(Н.В. Нарышкин. Том двенадцатый «Дневника»)

 

Неделю назад в материале о Дне знаний в школе №14 редакция рассказала о том, что в этом учебном заведении создан первый в Александровском районе кадетский класс. Тема показалась интересной, и мы решили продолжить её, встретившись с куратором класса, заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе, кандидатом педагогических наук С.С. ЕРМОЛАЕВОЙ.

Сотни великих имён

Прежде, чем приступить к интервью со Светланой Сергеевной, пришлось изучить тему, которая для нашего муниципального образования пока является новой. Думается,  информация окажется полезной и для наших читателей.

Слово «кадет» французского происхождения и по своему общему смыслу переводится как «младший», а более точный его смысл, вложенный самими французами, – это «маленький будущий возглавитель». В русском понимании «кадет» трактуется намного шире – это не чин,  не звание, а состояние русской души, воспитанной  на лучших традициях славной, героической истории нашего Отечества. Понятия чести, справедливости, благородства, верности долгу и ответственности за порученное дело – вот его основа.

Знаменитые путешественники, первооткрыватели новых земель, чьими именами названы острова и моря, великие полководцы, фельдмаршалы и адмиралы, прославившие русское оружие, писатели и поэты, композиторы и художники, выдающиеся учёные, государственные деятели, то есть сотни великих имён, тысячи биографий очень разных, но с одним началом, одним истоком – кадет. Позаимствованная у Франции в начале XVIII века форма обучения и воспитания, принятая в кадетских корпусах, дала России адмирала Павла Нахимова, генералов-фельдмаршалов Михаила Кутузова и Петра  Румянцева, флотоводцев Беллинсгаузена и Ушакова, героя Великой Отечественной войны Дмитрия Карбышева, композиторов Александра Скрябина и Н. Римского-Корсакова, писателей Н. Карамзина, Н. Лескова, В. Даля, президента Российской академии художеств Алексея Оленина и многих других выдающихся государственных деятелей, ярких представителей науки и культуры.  

Во время правления императрицы Анны Иоанновны в 1731 году ею был подписан указ о создании Шляхетского (дворянского) кадетского корпуса. Таким образом, российскому кадетству через девять лет будет три столетия, и с 2022 года его отсчёт начался в средней школе №14, где набран первый профильный класс с компонентом кадетского образования.

«С чего начинается Родина?»

- Светлана Сергеевна, кто выступил инициатором создания кадетского класса, как всё начиналось?

- Идея создания профильного класса с компонентом кадетского образования (кадетского класса) на базе нашей школы связана с тем, что школа носит имя Героя Советского Союза Анатолия Перфильева, она является одной из старейших в городе (1940 года постройки), одним словом – имеет богатые традиции. Когда на уровне администрации Александровского района встал вопрос о создании кадетского класса, начальник управления образования И.К. Сергеева обратилась к руководителям школ: «Кто займётся созданием кадетского класса?», директор школы С.Н. Жигарев попросил доверить решение этой серьёзной задачи школе № 14, в которой работа по гражданскому и патриотическому воспитанию занимает особое место. В нашей школе в одной из первых в районе «зародилось» движение «Юнармия», так пусть здесь начинает развиваться и кадетство.      

Профильный класс с компонентом кадетского образования – это правильное его название -  представительство Росгвардии. Главной целью учебно-воспитательного процесса в кадетском классе станет формирование образованной и воспитанной личности на принципах гражданственности и патриотизма, формирование профессионально-значимых качеств, умений и готовности к их проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других видов государственной службы, то есть дети будут ориентированы на последующую службу в вооружённых силах страны, на работу по гражданским специальностям - военврачи, налоговики, связисты… А если коротко, на служение своему Отечеству.

- Расскажите, сколько в классе учеников, как проходил отбор ребят, кто руководитель профиля?   

- Класс формировался из лучших выпускников начальной школы Александровского района, в нём не только выпускники школы №14, но и других образовательных организаций – школ №№ 4 и 13. В классе 32 ученика, которые окончили уровень начального общего образования на «4 и 5» (средний балл – 4,8). Девочек больше – 22 человека. Набор осуществлялся по рейтинговой системе, по желанию детей и согласию родителей.   Желающих было довольно много, но приходилось отказывать – смотрели не только на хорошие отметки, но и на мотивацию детей, потому что обучаться в кадетском классе – это не только большая нагрузка на ребёнка как моральная, так и физическая,  но и особое воспитание  чувства, которое невозможно определить словами. Оно из тех морально-нравственных категорий, которые сродни вопросам: «С чего начинается Родина?», «В чём смысл жизни?». И тут каждый человек, пусть пока ещё очень юного возраста, сам определяет для себя ответы на   эти вопросы.  

Руководит классом педагог высшей квалификационной категории, учитель истории и обществознания И.Ю. Синицкая. Ирина Юрьевна профессионал своего дела, на первом же уроке в День знаний она предложила ребятам для обсуждения тему: «Так пусть же процветает кадетское движение!». Высокая планка поставлена сразу, с классного часа началось погружение детей в формирование надпредметных понятий, воплощающих в себя такие ценности, как Родина, совесть, ответственность, дружба, честь, любовь… Этим подчеркивается то, что во время обучения в профильном классе внимание, не в последнюю очередь, будет уделяться духовно-нравственному развитию личности.    

До обеда обычные ученики

- И тут уместен вопрос о том, отличается ли учебный план в кадетском классе от обычной схемы обучения пятиклассников?

- Учебный план профильного класса, как и учебный план обычного общеобразовательного 5 класса, соответствует всем требованиям обновлённых ФГОС, состоит из двух частей – обязательной части (единой для всех пятиклассников) и части, формируемой участниками образовательных отношений, отражающей специфику кадетского образования. В рамках физической культуры в этом классе будут реализовываться два модуля: первый – общая строевая подготовка, второй модуль - тир (для этого школа закупила электронный интерактивный тир). Данные модули будут чередоваться: одну неделю строевая подготовка, другую неделю стрельба. А вся специфика компонента кадетского образования отражается во внеурочной деятельности. Всего ей посвящено 10 часов в неделю: до 13.00 часов класс обучается по общеобразовательной программе, после обеда (дети 2 раза в день бесплатно питаются в школьной столовой – завтрак и обед) начинается  внеурочная деятельность. Ребята после обязательных уроков остаются в школе до 16.30. Вернее, не совсем в школе. Внеурочные занятия организованы как на базе школы (разговоры о важном, хореография, этика и этикет, основы духовно-нравственной культуры народов России), так и в учреждениях дополнительного образования. Нами заключены договоры о сетевом взаимодействии с ФОК «Олимп», школой «Самбо», Детской школой искусств: 2 часа в неделю ребята будут заниматься плаванием в бассейне, 2 часа в неделю отведено на самбо и 1 час в школе искусств – на хоровое пение. Как видим, в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь кадет. И когда мы говорим об учениках профиля, речь действительно идёт о всестороннем развитии личности ребёнка.          

- До прихода в кадетский класс дети, лучшие в своих школах, наверное, уже увлекались чем-то - теперь им придётся всё бросить?

- Нет. Несмотря на усиленную нагрузку, никто из ребят не обязан прекращать любимые занятия. Во время самоподготовки кадеты будут посещать занятия в учреждениях дополнительного образования по интересам. Среди учеников кадетского класса есть воспитанники спортивных клубов, детской школы искусств и хореографических коллективов. Вот такие разносторонние интересы имеют ученики кадетского класса Росгвардии.

…и красивая форма

- Учеников профиля отличает не только дополнительное образование, но и свойственная кадетским классам форма. На Дне знаний на торжественной линейке ребята выгодно отличались от других школьников, одежда не как у всех будет на них и в будние дни?

- Да, форма действительно красивая (особенно парадная). Кадеты получили 4 вида обмундирования: парадная форма, повседневная, полевая и зимняя. Конечно, необычный внешний вид возвышает их в глазах сверстников, но для нас важно донести до ребят, что они надевают не только красивую форменную одежду, но берут на себя ответственность за свои поступки, за своих товарищей, за беспрекословное подчинение законам и требованиям общественной морали.  

Что же касается форменной одежды, она куплена на средства муниципального бюджета. Форма чёрного цвета. Парадная  состоит из пиджака (жакета – у девочек), аксельбантов, белого ремня, брюк с красным кантом у мальчиков (юбки – у девочек), белой рубашки, галстука, белых перчаток, пилотки, а также белых красивых бантов для девочек.  Повседневная форма – это китель и брюки с красным кантом (для мальчиков и девочек), рубашка кремового цвета. Полевая форма камуфляжного цвета – для строевой подготовки. И четвёртая форма - зимняя. В комплект входят бушлат, перчатки, шарф, тёплая шапка, утеплённые берцы. Да, туфли так же куплены для парадной и повседневной форм. Вся обувь исключительно кожаная, мягкая, удобная. Форму покупали сами, выбирали качественные материалы, поставщики откликнулись на все наши запросы, учли все наши предложения. Форменная одежда приобретена для кадетского класса на 2 года и такое обеспечение за счёт муниципального бюджета продлится до окончания ребятами школы.

Не уставать на подъёме

- Когда дети завершат обучение в кадетском классе, им на смену придут другие желающие обучаться по профилю?

- Конечно. Со следующего года планируется набирать по классу, а то и по два - в зависимости от желания ребят и их родителей участвовать в возрождении кадетского движения в России, в воспитании всесторонне-развитых молодых людей, умеющих ценить и продолжать лучшие традиции Отечества. Начиная со старта этого первого профильного класса, перед школой стоит серьёзная задача -  сформировать кадетские традиции, особый уклад жизни на основе исторического наследия страны, ценностей дружбы, нравственных законов о долге, порядочности, чувстве ответственности за судьбу Родины.          

- Остаётся только пожелать всем (и детям, и педагогам) уверенности в своих силах, никогда не уставать на подъёме, встречать трудности с желанием преодолеть их – успех награждает сполна тех, кто не боится преград.

- Спасибо, у нас впереди будет возможность передать нашим юным кадетам ваши наилучшие пожелания. Ближе ко Дню учителя мы планируем провести торжественную церемонию посвящения в кадеты – с присягой и клятвой ребят стать настоящими патриотами своей Родины, быть примером для других школьников, соответствовать своему званию — кадет, носить его с гордостью и честью.

Вопросы задавала О. КОШЕЛЕВА.

На снимке: С. Ермолаева.

 

© 2024 . .