ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ РУКОВОДИТЕЛЕМ?
- Ирина Константиновна, как Вы пришли в педагогику, были ли в Вашей биографии другие профессии?
- Вся моя жизнь связана с педагогикой. Родилась и выросла в простой рабоче-крестьянской семье. Окончила Владимирский педагогический институт им. Лебедева-Полянского, учитель русского языка и литературы. Профессию выбрала по призванию. Всегда хотела быть учителем, играла в школу, в воспитателя. Я педагог. В моей трудовой книжке две всего записи, две образовательные организации. Это Годуновская восьмилетняя школа. В те годы (1984) село значилось в приоритете, начинать надо было с сельской школы, и вторая образовательная организация – школа № 9 в городе Карабаново, в которой проработала 20 лет. Прошла в ней путь от учителя до директора, и в 2008 году мне предложили возглавить управление образования.
- Года два назад я участвовала в тотальном диктанте по русскому языку, который Вы диктовали. Мне показалось, что Вы от этого получали большое удовольствие: наконец-то я попала в класс.
- Вы правы. Первые годы, особенно 2008-ой, были особенно сложными для меня, потому что покинула живой организм под названием школа, не видела детей. Я действительно получала удовольствие от работы, от общения с учениками, от подготовки к урокам. Мне это нравилось. Но пришлось перестроиться. И сейчас, когда бываю в школах по роду своей деятельности, меня не раздражает ни бегающий ребёнок, ни звонок, который мне очень нравится, то есть я в своей стихии.
- Насколько известно, Вы в своей стихии и на нынешних должностях. Легко ли, сложно ли Вам работается?
- Знаете, наверное, мы все – наше поколение - прошли хорошую школу именно по самоподготовке, работе над собой, выработке определённых организаторских способностей. Это пионерия, комсомол, руководство в них. Лидерские качества – по знаку зодиака я Лев – во мне присутствуют. Люблю заниматься организацией, и директора школ, аппарат команды управления образования уже знают, что от меня исходят идеи и деньги на их воплощение, за ними – реализация. Как мы готовимся к каким-то конкурсам? Собираемся рабочей группой, у меня на листочках схемки - всё нарисовалось, картина сложилась. И подготовила нас к этому советская школа, институт, потом в РАНХИГС, где проходила переподготовку по муниципальному управлению.
Как человек верующий, перенесший немало испытаний, анализирую свою жизнь и себя. Для меня очень важно помочь ближнему. Рада, когда это удаётся. Люди приходят ко мне с детьми, которых нужно устроить в детсад или школу, просто за советом – психологическим или, педагогическим. Потом звонят и благодарят, что поддержала, правильно подсказала, поняла ситуацию. Вот это приятно, это самые для меня дорогие подарки. Вообще-то не люблю, когда мне что-то дарят. Ну, цветы принимаю как учитель, а так лучшее признание результатов твоей работы – звонок от выпускника многолетней давности, на который всегда отвечу и порадуюсь тому, что он стал успешным человеком, что у него всё сложилось в жизни. Правда, в свою бытность никогда много классов не брала, но классным руководителем была.
- Можно ли говорить о том, что руководители образовательных организаций, педагоги, воспитатели идут с Вами в ногу?
- Пожалуй. И уже 15 лет. Никогда не думала, что так долго задержусь на должности начальника управления образования. Команда руководителей, которая уже сложилась, меня слышит, понимает, где-то даже побаивается моей требовательности, потому что я человек системный, люблю порядок. В людях самое главное для меня, чтобы они не были равнодушны к делу, и, конечно, важны честность, справедливость, умение брать на себя ответственность, если это касается руководителя, которому часто приходится принимать и непопулярные решения – в нашей деятельности всё бывает.
В школах появляется молодёжь, не боимся экспериментировать и с руководителями – назначаем молодых. Одна из основных моих задач сейчас задержалась молодёжь в школе. И тут хорош тандем: мы со своим опытом, знаем как держать дисциплину, и новое поколение педагогов, которое быстрее и лучше понимает детей. Думается, авторитарно-демократический педагогический стиль даёт больший положительный результат.
- Понятно, работа работой и в управлении образования Вы строгий, требовательный начальник, но не страдает ли семья от того, что Вы руководитель?
- Здесь у нас интересная ситуация. Моя семья на сегодняшний день – это муж, мы живём с ним вдвоём. В браке с 1985 года. И, конечно, во всех моих достижениях более 50% -его заслуга. У меня тыл достаточно надёжный: он понимает мои нагрузки на работе. Домашние обязанности лежат на нём, и у нас это нормально воспринимается. Но в то же время, не будем забывать о том, что я не только руководитель, но и женщина - люблю готовить, когда есть время. В выходные дни это моя обязанность, и мне о ней напоминают: «Уже не знаю, что приготовить, сейчас жена придумает». Муж у меня по знаку зодиака Рак – самый семейный человек. И наш брак по любви. Говорю ему спасибо, благодарна ему. Мы всегда советуемся, но он мужчина в истинном смысле этого слова, и есть вопросы, решение которых он возлагает только на себя.
Ещё мне посчастливилось в том плане, что хотя мне в этом году будет 60 лет, я ещё дочка, - мои родители живут в деревне, папе 83 года, маме - 81. Они моя семья, самые близкие родственники, с которыми и ради которых мы живём. Я это очень ценю.
- Как у любого руководителя, времени для отдыха, наверное, не так много, как хотелось бы. Как Вы проводите то свободное, которое удаётся выкроить?
- Мы с мужем любители путешествовать. До пандемии посмотрели мир, посетили много стран. Сейчас поставили себе задачу – больше знакомиться с нашими местами, с глубинками Российской Федерации, очень много таких интересных уголков.
Отдых для души проходит на нашем небольшом дачном участке, где происходит переключение от основного рода деятельности к другому занятию. Есть тепличка, люблю выращивать огурчики, почему-то у меня особенно получается за ними ухаживать. Что-то сажаю семенами, что-то рассадой, которую сама, кстати, не выращиваю. Урожай большей частью раздаю. И сама, конечно, консервирую, мариную, салатики делаю. Коллеги уже знают, что мои дары с грядки хороши, что свежие, что в солёном виде.
Люблю читать. Но в последнее время, о чём очень сожалею, больше приходится иметь дело с циркулярами, бумагами, документами… Но книга лежит на виду всегда. Не скажу, что не люблю поэзию: как учитель литературы, конечно, знаю, что в каждом веке был свой выдающийся поэт (в «золотом» – Пушкин, в «серебряном» – Цветаева), но я больше прозаик. Мои любимые писатели, которых перечитываю, – Достоевский и Бунин. Больше сейчас люблю читать философские размышления о смысле жизни, мне это интересно. А иногда почитаю и просто детектив или мелодрамку, лёгкий романчик.
- Каждый из нас о чём-то мечтает, а о чём мечтает женщина-руководитель?
- Мечты, разумеется, есть у любого человека. Моё самочувствие и благополучие будет зависеть от здоровья моих близких. Поэтому хотела бы, чтобы подольше пожили мои родители, чтобы у мужа со здоровьем всё было в порядке. Окружение, которое есть, коллеги - вроде бы всё нормально… Но в последнее время наблюдается и ощущается какая-то озлобленность в человеческих отношениях, неудовлетворённость жизнью – поменьше бы всего этого. Может, испытания нам и даются для того, чтобы мы всё-таки переоценили себя, подошли к себе более самокритично и чаще задавали вопрос: а всё ли я делаю правильно? Хочется, чтобы меньше было конфликтных ситуаций, потому что, уверена, не решаемых проблем не бывает. Всё можно решить, если сесть за стол переговоров и найти компромисс.
Для меня мечты ещё связаны с тем, что хочется сделать в рамках своей деятельности. Вот сейчас важно строительство школы в микрорайоне Черёмушки. Помните, какая у нас была проблема с детскими садами? Она сегодня решена. Значит, и проблему со школой решим. Мы её построим, и это будет серьёзным достижением.
ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА
- Вы когда-либо представляли, что будете сразу и начальником управления образования, и заместителем главы администрации района? Как себя ощущаете в двух должностях? Насколько это женщине под силу?
- Признаюсь, женщине сложно. Да это сложно и любому человеку. Огромный объём работы – социальная сфера, здравоохранение, культура, спорт, молодёжная политика, в которых, как и в образовании, идёт постоянная работа с людьми. Повторюсь, сложно, но какого-то синдрома «выгорания», как обычно говорят о педагогах, нет. По крайне мере, пока, но отдыхать, конечно, надо. На должность заместителя главы администрации района не очень-то соглашалась, но в каких-то ситуациях нужно быть в команде, не могу подвести людей. Как только появится достойный кандидат, готова передать ему весь свой, думаю, полезный опыт. Хотя сейчас есть предпосылки подыскать человека на должность начальника управления образования, а мне перейти в замы. Разные предложения и варианты обсуждаются. Поживём – увидим. Когда культура и спорт обретут своих руководителей, должно всё сложиться.
- В нашем разговоре, разумеется, не обойтись без упоминания о том, что нынешний год объявлен президентом РФ Годом педагога и наставника.
- Каждый год в действительности - год педагогов, потому что мы всегда на передовой. Педагог везде - и в культуре, и в спортивной школе. Хотелось бы отдельно сказать о таком понятии, как наставник. Он не случайно идёт в связке, которую обозначил президент Российской Федерации на 2023 год, потому что должна быть соблюдена тема преемственности и передачи опыта от старшего поколения к младшему. Такое было всегда. В учительской среде это наиболее распространено, всегда за приходящим в школу молодым учителем закреплялся опытный. Но, наверное, и молодой учитель может быть наставником детей, как и любой другой. Поэтому здесь следует смотреть на наставничество достаточно широко.
Мне хотелось бы в этот знаменательный для всех педагогов год пожелать творческого роста, профессионализма, здоровья, нашим ветеранам педагогического труда - передачи богатого жизненного опыта. Александровское педагогическое сообщество достаточно богато Заслуженными учителями РФ, Почётными работниками образования, Людьми, имеющими многие государственные награды. Все эти люди -пример для молодёжи, которая приходит в наши школы после вузов и колледжей. А мы должны сделать всё, чтобы молодые учителя задержались в педагогике - они нам очень-очень нужны.
Ещё одно яркое событие – возрождение молодёжной организации. По сути, несколько лет назад у нас уже начали создаваться юнармейское движение и РДШ (Российское движение школьников), но сейчас решается очень серьёзная и масштабная задача, которая, считаю, поставлена очень своевременно. Российское движение детей и молодёжи (РДДМ) должно объединить все течения, чтобы каждый ребёнок нашёл занятие, дело себе по душе, определил то направление, в сторону которого он станет развиваться. Первичные отделения РДДМ у нас сейчас создаются в ряде школ - уже есть в Александровском промышленно-гуманитарном колледже, в школе № 9 города Карабаново, школах № 13 и № 4 в Александрове. Практически все школы у нас будут охвачены этим движением, работу продолжим и в летних детских оздоровительных и школьных лагерях. Считаю, и дети положительно воспринимают организацию, которой им не хватало и в которой их научат всему. Повторюсь, но наша самостоятельность и наши организаторские способности – родом из детства. Вижу, как у ребят горят глаза от того, что на них обратили внимание, что они могут как-то участвовать и в жизни школы, и в жизни государства. Отсюда многое вытекает – в том числе, и сокращение правонарушений (с этим в Александровском районе непросто).
- Кто будет этим заниматься?
С 1 сентября 2023 года в образовательных организациях вводится нужная и важная должность советников по воспитанию. Они в помощь заместителю директора по воспитательной работе будут способствовать выстраиванию и организации всей работы с нашим подрастающим поколением.
- Какой Вы хотели бы видеть школу завтрашнего дня?
- Мне хочется, чтобы каждая наша школа, каждый детский сад, каждое учреждение культуры, спорта, дополнительного образования было современным с точки зрения инфраструктуры, потому что материально-техническая база очень важна. Над этим нужно много работать. Район сейчас включается в ряд программ по капитальному ремонту школ, учреждений культуры, спорта, стараемся задействовать в этих направлениях и местный бюджет, и региональный. Согласитесь, приятнее прийти в здание современной школы (проект так и называется «Современная школа»), а современной она станет только тогда, когда будет современная инфраструктура. И, конечно, всё решают кадры. Это преподаватель, учитель, педагог, который не «урокодатель», а именно Учитель с большой буквы и педагог в широком смысле этого слова. Да, мы тоже когда-то пришли, не зная многого, но нас учили, были наставники. У меня, например, очень много связано с 9-й школой - очень благодарна её коллективу, которым тогда руководила директор Альбина Матвеевна Тощева. Лидия Владимировна Журкова, учитель английского языка, Татьяна Николаевна Берёзина, учитель истории – учителя от Бога. Мы у них учились, равнялись и по-другому просто не имели права работать.
БЛИЦ-ОПРОС
- Что для Вас значит праздник 8 Марта?
- Особых традиций, связанных с 8 Марта, нет. Главное – поздравить мамочку.
- Какой самый запоминающийся Вам подарок дарили?
- Это то, что сделано своими руками. Когда работала в школе, у меня появилась шкатулочка, в ней до сих пор лежат сделанные детьми брошечки, аппликации, бумажные цветочки. В последнее время добавилась икона, выполненная в технике алмазной мозаики одной из работниц.
- Ваше любимое время года? Любимые цветы?
- Люблю весну. В частности, май - пору цветения. Люблю сирень, вишню, яблоню, с их цветением пробуждается жизнь.
- Где находится самый дорогой для Вас уголок на земле?
- Люблю свою малую родину, то место, где живут мои родители.
ВСЕХ – С ВЕСНОЙ!
- Ирина Константиновна, сегодня у Вас есть возможность обратиться к своим коллегам, жителям района со словами поздравлений. Что Вы им пожелаете?
- Сегодня 8 Марта хочу обратиться ко всем женщинам – матерям, жёнам, дочкам, сёстрам – и поздравить их с днём Весны. Нужно мечтать, нужно верить в хорошее, в прекрасное, ценить минуты общения с близкими, с родными, друзьями, радоваться каждому прожитому дню, потому что так быстротечна наша жизнь. Нужно замечать и воспринимать всё, что нам подарено судьбой, природой. С праздником, дорогие и уважаемые женщины - не только педагоги, а все женщины города, района, страны.
Т. Толстенко.
Фото автора.