ОТКЛЮЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
МЕНЮ

Государственная автомобильная инспекция (ГАИ) была образована 3 июля 1936 года постановлением Совета народных комиссаров. В её обязанности входили организация и регулирование уличного движения. За 85 лет название службы не раз менялось: сейчас – Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД), но её главная задача всегда оставалась прежней – обеспечение безаварийного движения на дорогах.

В Александровском районе Госавтоинспекция была образована после войны, в 1945 году. Её первым руководителем стал Виктор Иванович Шварцбух – кавалер ордена Красной Звезды, обладатель многочисленных медалей. Спустя несколько лет после войны пришёл на службу в Александровское отделение ГАИ Фёдор Васильевич Тюленёв. Прошёл Советско-финскую и Великую Отечественную войны, воевал в рядах 3-го Украинского фронта, был командиром автомобильного взвода. Принимал участие в боях за освобождение Болгарии, Югославии, Венгрии. Награждён орденами Красной звезды и Отечественной войны, а также медалью «За отвагу» и другими. Поначалу Ф.В. Тюленев был единственным в этой службе на три района – Струнинский, Александровский и Киржачский, и все функции выполнял сам.

В разные годы службу возглавляли Иван Иванович Дюсов, Николай Александрович Трифонов, Александр Александрович Матвеев, Владимир Васильевич Кокунов, Валентин Николаевич Гусев, Василий Алексеевич Кузнецов, Иван Егорович Тимошенко, Евгений Александрович Тарасов, Олег Юрьевич Гоголин, Алексей Николаевич Андрюшкин, Игорь Геннадьевич Куликов. С декабря 2016 года начальником ОГИБДД по Александровскому району является Вадим Николаевич Петров. Сейчас в рядах сотрудников Госавтоинспекции 60 человек.

В канун праздника мы встретились с ветеранами службы ГИБДД Сергеем Константиновичем Гусевым и Сергеем Леонидовичем Капрановым, проработавшими более 20 лет. Они пришли в ГАИ в непростое время – начало 90-х.

 

– Кто или что вас вдохновило пойти работать в ГАИ?

С.К. Гусев: «Маленькая семейная традиция. Родной дядя Николай Леонидович Костенко работал в ГАИ, вдохновился его примером и пошёл по его стопам. В ГАИ было интересно. Дядька приезжал сопровождать детей в лагерь на «Волге» с чайковским мотором.

После армии сразу поступил на службу в Госавтоинспекцию города Александрова, где проработал почти 25 лет. В приказе стоит дата – 22 февраля 1992 года. Я пришёл двенадцатым инспектором».

С.Л. Капранов: «Пришёл из армии в 1992 году в звании сержанта, устроился на работу на завод 50-летия. Отработал год. Завод стал разваливаться. И как-то на встрече с друзьями в компании был Серей Петрович Семёнов, работавший тогда в ГАИ. Он мне и говорит: «Хочешь в ГАИ попробовать?». Пришёл на службу 1 августа 1993 году четырнадцатым инспектором. Наставником был Сергей Еремеев. Он мне поставил работу, как надо правильно вести себя на дороге. Отработал 22 года».

 

– Ваш путь в ГАИ?

С.Л. Капранов: «Начал с сержанта, инспектора. Отработал восемь лет на линии, потом перешёл в регистрационно-экзаменационное отделение (РЭО) – там десять лет, заместителем начальника ГАИ – ещё три года. Дослужился до майора».

С.К. Гусев: «Пришёл старшиной на должность инспектора ДПС, потом стал старшиной роты. Четырнадцать лет отработал в группе технического надзора. Сейчас на гражданке работаю по профилю».

 

– Сложно на первых порах было работать?

С.К. Гусев: «В 90-е годы очень сложно: развал страны, бандитизм».

С.Л. Капранов: «Когда я получал форму, у нас из СИЗО сбежал какой-то рецидивист. Его потом нашли через три года в Казани. Во время переворота в 1993-1994 годах месяцами стояли на постах в Следнево, на молококомбинате и на въезде на улице Кольчугинская».

С.К. Гусев: «Без машины, без обеда. Без всего».

С.Л. Капранов: «Да. Стояли по двенадцать часов: неделя с восьми утра до восьми вечера, потом один выходной, и заступали в ночь с восьми вечера и до восьми утра. И так было месяц-полтора. Стояли по три-четыре человека».

 

– А помните свой первый рабочий день?

С.К. Гусев: «Я помню первое дорожное происшествие, на которое выехал. Оно было без пострадавших. Старшие наставники дали книжку Правил дорожного движения – читай, изучай и принимай решение. Виновник ДТП был установлен, протокол составлен правильно, а решение было принято верное. Без подсказок, всё своими руками и своей головой. Было тяжело, но интересно. На работу ходили как на праздник».

С.Л. Капранов: «Первый рабочий день нас поставили около суда. Еремеев уехал на ДТП, а нас оставил вдвоём в гражданском с рацией и жезлом. Ещё повязка была. Раньше водители останавливались, даже если стажёр без формы, и адекватно к этому относились».

 

– Получается, вы патрулировали по всему району?

С.К. Гусев: «В каждом городе – Александров, Карабаново, Струнино – был свой взвод, и человек был в Балакирево. Мы из Александрова не ездили ни в Карабаново, ни в Струнино, ни на Ярославку. Потом при Тарасове (руководил с 1999 по 2008 гг.) всех объединили».

 

– Было удобнее так работать?

С.Л. Капранов: «Раз в два месяца происходил обмен. Они приезжали сюда, а мы работали там».

С.К. Гусев: «Намного удобнее. Совместные рейды тоже были».

 

– Как выглядел в то время день сотрудника ГИБДД?

С.К. Гусев: «С утра получаешь оружие, развод – проверка готовности к несению службы. Командиры ставили задачу, определяли маршрут патрулирования». В те годы служебного транспорта не было, весь рабочий день дежурили на ногах – пешком. Определят на улицу Ленина, – и ты целый день патрулируешь от вокзала и до площади. Но и раньше движения такого не было, а знаки всегда висели. Мы контролировали соблюдение водителями дорожных знаков, составляли протоколы, выписывали штрафы. Как случалось ДТП, выезжали на попутках на место происшествия. Там уже вызывали скорую, если тяжкие последствия, если погибшие – решали вопрос, как найти машину».

 

– А как же вы зимой работали?

С.Л. Капранов: «В городе зимой хорошо было работать, а вот если тебя поставили на Ярославку…».

С.К. Гусев: «Буквально жили там. Выехал на Ярославку, дня три-четыре тебя нет».

С.Л. Капранов: «Да, если снегопад, то можно было жить там месяц».

С.К. Гусев: «Бывало, что до Двориков мы по лесам пешком. С горки в горку, а потом от Лисав до Тириброво».

Капранов: «Едет пескоструйная машина, а ты говоришь, где плохо просыпали».

 

– И патрульных машин не было?

С.Л. Капранов: «Их потом начали давать».

С.К. Гусев: «КАМАЗ из ДРСУ едет, залезешь, поспишь пару часов».

 

– Пьяных за рулём много было?

С.К. Гусев: «Хватало».

С.Л. Капранов: «Раньше проще было пьяных оформлять. Остановил, трубочку дал».

С.К. Гусев: «Трубка Мохова, до сих пор помню».

С.Л. Капранов: «Да, он продувает. Ты ему показываешь, простая трубочка и вот зелёная. «Пьяный?». «Пьяный». Пиши, сколько выпил».

С.К. Гусев: «В наркологию оформляли. Сильно пьяных отправляли в вытрезвитель».

С.Л. Капранов: «Если в наркологию привёз, его принимали в вытрезвитель. Сразу шло: нарушение общественно порядка – административка, дальше пьяный за рулём… Бывало, что доходило и до пяти нарушений. Зато, когда выходили, они были как шёлковые».

С.К. Гусев: «Штрафовали или лишали прав. Решение принимал начальник ГАИ».

 

– Раньше больше уважали сотрудников ГАИ?

С.К. Гусев: «Я на работу из «Черёмушек» до ГАИ ездил на попутках. В форме выйду, любая машина останавливается: «Вас подвезти?». Денег не брали. Люди действительно уважали».

С.Л. Капранов: «Без каких-либо вопросов подвозили».

 

– А есть особо запомнившиеся случаи?

С.К. Гусев: «Было очень много трагических случаев с тяжкими последствиями, в основном на Ярославском шоссе. Чтоб туда добраться уходил не один час, приходилось ловить попутки, а в ночное время добраться – проблема.

Помню было ДТП в ночное время на выезде из Александрова на улице Кольчугинская перед поворотом на кладбище. Тогда был дождь. Нам сообщили – сбили пешехода, машина скрылась. Со временем виновного нашли, года через два-три. Оказалось, тогда с Сергиева Посада ехала пожарная машина и не заметила пешехода. Там до сих пор стоит памятничек с правой стороны. Фамилию до сих пор помню – Херувимов. Долго мы разбирались с этим делом, но нашли».

 

– А были приятные эпизоды?

С.Л. Капранов: «Обслуживание праздников и мероприятий города. Всегда стояли в первых линиях, и все артисты были перед тобой. Ещё ездили в Киржач на День космонавтики, тогда ещё Алексей Леонов был жив. Мы останавливаем машину, а там он. Выходит, при параде, со всеми регалиями. Он тогда на штрафных квитанциях автограф оставил, а больше негде было. Много известных видели – встречали на Ярославке Иосифа Кобзона, Льва Лещенко, Валерия Золотухина».

С.К. Гусев: – Когда на Ярославке дежурили, остановились перекусить, а там, никогда не забуду, Эдуард Хиль и Людмила Сенчина. И автограф взять не на чем. До сих пор храню Правила дорожного движения с их росчерком».

С.Л. Капранов: «Как-то приезжал Жириновский, мы перекрывали стадион «Рекорд». Он идёт, а это было незадолго после случая, когда он чуть не откусил пальцы гаишнику в Москве. Руку мне даёт, а я думаю: сейчас он мне её как отхапает, а он: «Ну, что? Нормально всё?» Да, нормально».

 

– Как в ГАИ праздники отмечали?

С.Л. Капранов: «Весело раньше было: начальник ГИБДД всех строил, весь личный состав. А те, кто не хочет участвовать в мероприятиях, не придёт с девушкой, женой или подругой получал наряд на службу на два дня. Нас собиралось человек сто-сто пятьдесят. На этих праздниках все знакомились, был сплочённый дружный коллектив. Все очень хорошо друг друга знали. И когда что-то где-то случалось, то эти вопросы решались».

С.К. Гусев: «И руководство всегда приезжало, и люди не из ГАИ приходили».

С.Л. Капранов: «На Новый год всегда были Снегурочка и Дед Мороз, которые поздравляли всех детей сотрудников ОМВД, покупали подарки. Евгений Александрович Тарасов любил детей и всегда говорил: подарок должен быть такой, чтобы ребёнок пакет не мог оторвать от пола».

 

– Доводилось бывать в командировках?

С.К. Гусев: «Поехал в первую компанию в 1995 году на три месяца, ещё ездил Леонтьев. У нас пост – граница Чечни и Дагестана, через него везли заложников из Будёновска.

Попали в город Хасавюрт, Республика Дагестан. Мы туда ехали, дорога должна была идти через Будёновск, чтобы не застрять, поехали через Калмыкию, сделали крюк почти 200 км по пустыне. «Икарус» встал, людей высадили, засунули в КАМАЗ. Пятьдесят градусов жары, июль месяц. Мы самые первые тогда получили удостоверения ветеранов боевых действий».

 

– Своих коллег часто вспоминаете?

С.Л. Капранов: «Постоянно встречаемся. Как был сплочённый коллектив, так и остался».

С.К. Гусев: «Практически все рядом. Общаемся, встречаемся, работаем практически рядом».

 

– Ваши пожелания коллегам и ветеранам службы в их профессиональный праздник.

С.К. Гусев: «Коллективу, ветеранам и пенсионерам главное – здоровья, а личному составу – безопасных дорог, работать без происшествий».

С.Л. Капранов: «Поменьше ДТП и критических ситуаций. Юридического продвижения по службе».

 

А. КУЛЬКОВА

© 2024 . .