ОТКЛЮЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
МЕНЮ

«ДИРЕКТОР ГОДА РОССИИ-2025» – ИЗ КАРАБАНОВСКОЙ ШКОЛЫ

Директор Карабановской школы № 9 (ныне – № 7) Эльнур Эльшадович Нуриев в 2024 году стал победителем регионального этапа Всероссийского конкурса «Директор года», был награждён Почётной грамотой министерства образования Владимирской области. В 2025 году стал финалистом заключительного этапа Всероссийского конкурса, вошёл в пятёрку сильнейших директоров российских школ и получил титул лауреата.

Школой руководит с 2019 года. Образование: окончил Государственный гуманитарно-технологический университет (ГГТУ, педагогическое образование «Право, история»), магистратуру в Российской академии народного хозяйства (направление «Менеджмент, управление организациями»). В настоящее время учится в аспирантуре в Государственном университете просвещения Российской Федерации, специализация «Историография». Практически завершил работу над диссертацией по теме «Павел Николаевич Милюков в отечественной историографии конца XIX - начала XX века».

 

Школьные годы чудесные

- Эльнур Эльшадович, какую общеобразовательную школу Вы окончили? Как бы Вы охарактеризовали себя школьника?

- Меня воспитывали мама Татьяна Николаевна и бабушка Галина Фёдоровна, учился в ближней к дому школе № 8, на «хорошо» и «отлично», мне нравилось учиться. Учителя были интересные, школьные годы активные. В 2003 г.  попал в театральную студию Валерия Ивановича Поповича, присутствовал на самом первом его занятии, и он настолько «отозвался»  во мне, что я с ним был до последних дней его жизни, участвовал в постановках.

 

Первая победа и первые проекты

- Помните ли Вы свой первый успех, первую победу? Ваша жизнь после того изменилась?

- Моё первое личное достижение – в 6 классе школы  выиграл гран-при на конкурсе чтецов «Муза и дети». Думаю: «Ну, прочитал и прочитал», а потом забегает учитель: «У нас гран-при!». Победа в конкурсе стала толчком. Мы с друзьями начали разные акции проводить. Тогда в стране стало возрождаться добровольчество, волонтёрское движение. В Карабанове была группа людей, которые интересовались такими полезными делами, акциями. Вместе с нашим старшим товарищем Сергеем Коноваловым (в принципе, вдвоём) организовали молодёжное движение «ЮНИВЕР». Сделали несколько проектов, но Сергей переехал жить во Владимир, и всё перешло на меня.

- Можно привести несколько примеров Ваших проектов?

- В «ЮНИВЕРе» грандиозные были проекты. Мы ставили доски памяти, в городе на улице Победы как раз за памятником стоят. Всё делалось руками детей, вплоть до подбора информации. Ещё один значимый проект -  КВН-движение. Сначала была своя команда, потом собрал команду ребят из всех школ города, старался вывозить смотреть игру разных лиг. Сами играли в Ярославле, в Московской области, даже  с артистами из высшей лиги, для детей это очень важно.

 

Приехал на одну смену, остался на всё лето

- Как получилось что Вы – активист, КВНщик, выбрали спокойную профессию учителя истории?

- Уже в 10 классе я знал, что хочу работать с молодёжью, даже институт подобрал себе. И там нужны были для сдачи одного из экзаменов хорошие результаты ЕГЭ по истории. Начал усердно заниматься историей и вообще влюбился в этот предмет. Мне настолько было всё интересно, для себя открывал много нового. Искал дополнительные источники, с репетиторами занимался. В 11 классе нам предложили побыть стажёрами, помощниками у вожатых в лидерской смене в загородном детском лагере «Рекорд». Мы тогда с Екатериной Белозёровой вдвоём помогали нашим воспитателям, проводили свои мероприятия. Потом нас спросили: «А не хотите ещё приехать? Летом?». Подумал: «Почему бы и нет?». Приехал на одну смену,  остался на всё лето. В итоге не пошёл на работу с молодёжью, а поступил в ГГТУ.

 

«Горел желанием приступить к работе»

В группе было 25 человек, но когда спросили, кто честно хочет работать в школе, руку поднял только я, потому что действительно очень хотел работать в школе, горел желанием приступить к работе. Такая возможность появилась достаточно быстро: моя школьная учительница перешла на другую должность, и мне предложили взять несколько классов в основной школе, вести историю и обществознание. Я учился на очном отделении и одновременно работал в Карабанове. В институте  шли навстречу, в школе тоже расписание составляли, чтобы мне было удобно. На третьем курсе победил в Московском областном конкурсе для работающих в школе студентов «Шаг в профессию», в котором участвовали пятикурсники. Это была моя первая серьёзная победа, после чего ректор разрешила мне работать в школе официально.

- Вам не предлагали остаться работать в институте?

- Был такой факт. Но мне хотелось работать на своей малой родине. Откровенно сказать, только управленческая работа – это не для меня, без уроков не могу жить. Всегда с большим удовольствием выхожу  в классы, готовлюсь к урокам, могу сам делать часами презентацию, просто потому, что  влюблён в свой предмет.

 

Коллектив понял, что я пришёл работать

- Как коллектив Вас принял в должности директора?

- Школа, в которой  сейчас работаю, всегда была для меня примером. В детстве и юности мы слышали, что в ней кипит деятельность, дети творчески заняты. Здесь учителя были действительно большими наставниками. В нашей школе, конечно, тоже старались учителя, но, когда я пришёл сюда, первое, о чём подумал: «Надо сохранить такой серьёзный фундамент и просто вложить свою энергию в это». На самом деле, Ирина Константиновна (Сергеева, начальник управления образования и молодёжной политики) умеет подбирать коллектив. В другой школе я, может, и не был бы уже директором. А здесь  попал в среду людей таких же, болеющих за дело. У нас всё пошло по пути того, что мы просто что-то могли внедрить новое, переформатировать, и на самом деле очень позитивно всё. Они поняли, что я пришёл работать, хотя и было мне всего 23 года. Очень многое здесь вместе с учителями просто на энтузиазме улучшили. Когда  понял, что есть команда, которая готова идти за тобой и делать вместе с тобой, как-то всё сложилось. Даже школу в Махре сейчас не узнать. Внутри она стала пространством современным. А это очень важно для детей – где они находятся, в каком пространстве. В 7-ой школе нас ждёт большой капитальный ремонт. «Картинка» у меня уже сформировалась, думаю, что мы очень постараемся и сделаем школу достаточно яркой, привлекательной и комфортной для детей.

 

«Почему бы не поучаствовать?»

- Как получилось, что Вы приняли решение участвовать во всероссийском  конкурсе «Директор года»?

 - Были предложения об участии от нашего начальника управления образования И.К. Сергеевой, от Т.О. Шумилиной с кафедры педагогического менеджмента Владимирского института развития образования имени Л.И. Новиковой. И я подумал: «Почему бы не поучаствовать?». Это для меня интересный вызов на самом деле был. Я очень долго искал какую-то «изюминку», интересный подход, чтобы в 2024 году на региональном этапе представить свою школу. В результат, провёл мастер-класс и продемонстрировал системы управления взаимодействием разных школ, когда находятся они в удалённости, в дистанционном формате. Члены жюри даже просили этот опыт перенять, в т.ч. на институт развития образования. Было очень приятно.

В принципе, региональный этап конкурса везде проходит по-своему. На Всероссийский конкурс «Директор года» было подано 2500 заявок. Но только 898, как нам рассказывали, прошли тестирование. Из них отобрали 120, в финал вышли 30, в заключительных этапах участвовало всего 5 человек, и мне посчастливилось быть в их числе.

 

 Говорят, что один в поле не воин…

- Конечно. У меня была мощная поддержка в лице И.К. Сергеевой, мы с ней начали готовиться к конкурсным испытаниям с ноября 2024 года, сразу после вручения мне Диплома победителя регионального этапа. Возвращались в Александров и уже обсуждали, что будем делать. Профессиональная поддержка очень важна, понимаешь, что ты не один, а впереди очень многое предстоит сделать. Какие бы ни были просьбы, мне не отказал никто. В районе, в области – я всегда находил поддержку. Ещё я благодарен за постоянную поддержку и понимание моей маме. Забегая вперёд, скажу, что во время Всероссийского конкурса постоянно чувствовал поддержку руководства Александровского района, управления образования, коллег и земляков.

 

Этапы конкурса – это целая жизнь

- Расскажите про конкурсные испытания.

- Сначала мы прошли 3 конкурсных испытания отборочного (заочного) этапа – «Профессиональное тестирование» (осталось 120 участников), «Групповая работа» и «Марафон публикаций» (осталось 30 участников). Очные конкурсные испытания прошли в 2 тура – в Екатеринбурге, где определились 5 лауреатов, и затем в Москве и Московской области.

- Какие-то задания особенно запали в душу?

 -В «Марафоне публикаций» мы публиковали 5 постов на своих личных страничках в социальной сети «В Контакте» на заданные темы. Мне потом наша «тридцатка» рассказывала, что в мои посты все влюблены. Испытание «Групповая работа» заключала в себе работу по видеозвонку, работали командами по 30 человек (120 разделили на 4 группы). Была  задача с вызовом про Всероссийские проверочные работы. Кто-то из депутатов высказался, что эти работы надо отменить. Мы, как компетентное в вопросе сообщество, давали ответ на этот вызов. Все в моей группе явно пытались претендовать на лидерство, но я постарался интеллигентно к ним подойти, чтобы меня услышали, и лидерство в этой работе легло на мои плечи.

 

Не соперники, а единомышленники

- Как Вы оцениваете своих конкурсных соперников?

- Хочу сказать о «тридцатке» – это сильнейшие люди, которые очень похожи на тебя. Не соперники, а единомышленники, и каждый заряжен на победу. Жюри пришлось сделать очень сложный выбор.

 

Быть готовым к любой теме

- Вам всегда было известно, каким будет очередное испытание?

- Нет, конечно. В Екатеринбурге к испытанию «Траектория движения» готовиться было не надо, потому что не знаешь, что там будет. Суть такая: «Ты завтра приходишь на должность директора, ты должен решить». Получаешь конверт с заданием и на основе школьной самодиагностики за 15 минут надо выявить слабые и сильные стороны школы и выдать свои предложения по устранению проблем. Я очень творчески к нему подошёл, свой опыт вспомнил, быстро справился.

Ещё одно испытание «За и против» – это дебаты, дуальные дискуссии. Мы предварительно знали, какие могут быть темы, но какая достанется тебе – естественно, было неизвестно. Первая тема, которая выпала мне, была такая: «Хорошее качественное образование можно получить только очно». Со мной в дискуссии был директор Белгородской школы, которая уже несколько лет находится в дистанционном обучении. И, конечно, нужно понимать, что есть такие обстоятельства, когда выход только в дистанционном обучении. И мы с ним так интеллигентно разговаривали, беседа получилась очень живая, нашла отклик. Вторая моя беседа была на тему того, что директор не должен брать всё на себя и все процессы контролировать. Тоже получилось интересно. И жюри нам вопросы задавало. По результатам этих двух конкурсов в Екатеринбурге отобрали 5 лауреатов, которые продолжили испытание в Москве.

- В «пятёрку» лауреатов попали и Вы?

- Да. Это было счастье неземное. Если честно говорить о коллегах, которые участвовали в этом конкурсе, мне кажется, что каждый достоин быть в «пятёрке», потому что это очень сильные люди. Я понимаю, что где-то мы себя чуть больше проявили. В «пятёрке» было 2 девушки и 3 молодых человека – мы очень сдружились.

 

«Делу – время, потехе – час»

- Было ли что-то «внеконкурсное», просто для отдыха?

- Конечно. В Екатеринбурге нам сделали психологически очень правильную программу. У нас было длительное личное общение с жюри, побывали в гостях в Губернаторском лицее, в Центре развития управленческих и педагогических команд Института развития образования, посетили музейный комплекс «Северская Домна» и Северский трубный завод.

 

Конкурс российских лауреатов

- Чем Вам запомнился второй тур?

- В этом туре в Московской областной гимназии им. Е.М. Примакова в очень интересном формате прошёл конкурс всех российских лауреатов 2025 года – «Первый учитель», «Учитель года России», «Воспитатель года России» и «Директор года России». Мы собрались в одной точке, и дальнейшие испытания уже происходили не между директорами школ, а между всеми лауреатами. Мне особенно запомнился день мастер-классов. Я показал свой мастер-класс «Как много делать и не уставать», связанный с системой управления школой, и побежал смотреть других. Мой мастер-класс находится в открытом доступе. Думаю, что с коллегами на уровне Александровского округа обязательно поделюсь этой наработкой.

Во время часового блиц-турнира, в прямом эфире мы решали различные управленческие задачи, например, продумывали дизайн школьной столовой как многофункционального современного пространства. Очень интересный опыт. Ещё мне пришлось придумать на основе темы с навигацией системы «Глонасс» стартап для образования, для формирования всего образовательного единого пространства.

- У Вас были встречи с интересными людьми?

- Были и много. Встречались и общались с министром просвещения России С.С. Кравцовым, ректором МГУ В.А. Садовничим, с коллегами, бесконечно влюблёнными в свою работу, отдающими ей все силы и время, умеющими безумно увлекательно рассказывать о невероятных, уже воплощённых в жизнь, проектах. Весь день провели с Сергеем Казарновским – автором уникальной театральной общеобразовательной школы «Класс-Центр».

Организаторы не только испытания для нас приготовили, но показали, что наша профессия действительно очень важная. У нас был открытый, позитивный диалог, без какого-либо протокола. Встал вопрос об учебниках – Министр нам всем на следующий же день привёз учебники истории за весь курс с 5 по 9 классы.

- Эльнур Эльшадович, Вы много получили нематериального – впечатлений, знаний, опыта. Из материального у Вас учебники. Ещё что осталось на память о победе?

- У проекта огромное количество спонсоров и партнёров. Нам, лауреатам, подарили путешествие на теплоходе по Москве-реке. Мы его сразу организовали. В ноябре предстоит путешествие в Казань. Поездка будет образовательная, посетим школы и образовательный центр «Алабуга Политех». В январе поедем на бесплатную стажировку в школу имени Е. Примакова, можно с собой пригласить 2 завучей. Это очень дорогой подарок. Все расходы за счёт дарителей. Общество «Знание», помимо сувенирной продукции, подарило нам прохождение закрытого авторского курса, к которому есть доступ только у лауреатов конкурса «Директор года России». Ещё нам подарили 2 комплекса набора для занятий биатлоном. Будем развивать биатлон. Ну и, конечно, на память остался Диплом лауреата.

- Судя по перечню регионов, участники конкурса руководили и огромными, хорошо оснащёнными школами. А в число лауреатов вошёл директор скромной школы из небольшого провинциального города Карабаново. Как Вы это можете объяснить?

- Сейчас для детей и молодёжи многое делается в рамках национальных проектов. Членов жюри не интересовало, сколько лет школе, каким оборудованием она оснащена. Интересовал директор, его взгляд на жизнь, опыт работы и то, как он взаимодействует с коллективом, а также результаты учёбы детей и наши практики.

- Благодарим за содержательную беседу, Эльнур Эльшадович. Желаем успешного применения новых знаний и опыта во благо Вашей школы.

Т. ТОЛСТЕНКО

Фото: архив Э. Нуриева

© 2025 . .