Накануне Дня учителя, мы побеседовали с директором Александровской школы №14 С.Н. Жигаревым о патриотических традициях учебного заведения, его педагогах и учениках.
Сам Сергей Николаевич быть учителем и директором не планировал. Окончив восемь классов в школе №1 на улице Ленина, которая находилась в здании нынешнего центра дополнительного образования «Дар», он поступил в Краснозаводский химико-технологический техникум. Проучившись там с 1966 по 1969 годы и получив специальность технолога-конструктора, пошел в армию. В Советской армии нес службу в полку реактивных установок в ГДР на границе с ФРГ. Когда же в 1971-ом вернулся из армии, встал вопрос: куда идти дальше? На тот момент две его сестры Татьяна и Ольга были студентками физмата во Владимирском педагогическом институте. А поскольку брат всегда показывал хорошие успехи в математике, стали предлагать и ему пойти по их пути.
В институт он поступил, но сначала год пришлось поучиться на рабфаке. Это было что-то вроде подготовительной школы для тех, кто давно не встречался с учебой. Через год сдал вступительный экзамен и с 1973 по 1977 годы учился на физмате. Со второго курса работал в институте лаборантом на кафедре общей физики. В институте, как и в армии, был секретарем комсомольской организации. Институт окончил с красным дипломом.
После получил распределение в Александровский район. Тогда Сергею Николаевичу было 27 лет. Руководитель Александровского районо (районный отдел народного образования) Виктор Алексеевич Сухобоков направил его директорствовать в школу поселка Майский.
- Вы были директором школы в поселке Майский три года. Чем приходилось заниматься?
- В те годы там нужно было многое сделать, и все это называлось «поднимать материальную базу школы». За три года построили мостик. Школа на отшибе, дети ходили через овраг, а мостик совсем был развален. Совхоз «Александровский» выделил пиломатериалы, и мы с родителями сколотили взамен ветхой новую переправу. Что еще? - заасфальтировали территорию, сменили отопление.
- После сельской школы вы попали в городскую №114 (ныне - №14)?
- Не сразу. С 1980 года работал заместителем председателя райисполкома. В этой должности курировал образование, милицию, культуру, здравоохранение. Сейчас это должность замглавы районной администрации по социальным вопросам. Там я проработал до 1986 года. А потом меня вызвали на партбюро и сказали, что надо довести до ума пристройку к школе №114 и назначили ее директором. В старом здании, где сейчас начальная школа, 900 человек учились в три смены. «Хозяйка» школы - Московская железная дорога - решила сделать к ней пристройку. Фундамент и часть первого этажа были заложены до меня, а потом все встало - что-то с документацией было не в порядке, пришлось много «покататься» в министерство путей сообщения. Но в 1986 году пристройку «запустили», и с этого года мы перешли на односменную работу. Правда, сейчас есть полуторная смена, в связи с ковидом классы пришлось «развести». Но это просто необходимость: пройдет коронавирус, и все вернется на круги своя.
- Когда от вас отказалась железная дорога, был ли переход под крыло муниципалитета болезненным?
- Нас «культурно» попросили уйти оттуда в 1989 году, и мы влились в муниципальное педагогическое сообщество. Детские сады МЖД оставила, а от школ (у них было 1180 учебных заведений по Московской железной дороге) стали избавляться. Мы держались до последнего. С деньгами сразу стало хуже. Мы относились к Александровскому железнодорожному узлу, в который входило вагонное депо, локомотивное депо, дистанция путей, НГЧ, ПЧ, станция. Они нам выделяли определенный коэффициент от экономии фонда заработной платы. И у «железнодорожных» учителей зарплата была выше, чем у городских. Конечно же, нас «посадили» на ставки, которые были в городе, вот и весь разговор.
- Учительский состав после этого изменился, кто-то ушел от вас на более «хлебные» места?
- Нет, ни один не ушел. У нас такие учителя были! Завязанные на поисковой работе, они не могли бросить своих воспитанников. Да и школу, которую строили «народным» способом: железная дорога помогала материалами, родители – своим трудом. Новый корпус возводился строительным управлением МЖД. Оснастили хорошей мебелью из Прибалтики, потому что у железной дороги деньги были.
Патриотическая деятельность началась сразу вскоре после Великой Победы, в 1950-х годах. Уже тогда наши ученики с учителями ходили в походы по местам сражений, в которых участвовали александровцы: Курская, Тульская, Брянская и другие области. Нас поддерживали и потом, когда перешли в муниципалитет, чтобы продолжали заниматься поисковой работой. Очень многое сделала в этом плане бывший заместитель директора по воспитательной работе Ангелина Васильевна Зиновьева.
Мы создали новый военный музей. Старый, появившийся в 1945 году, был в деревянной пристройке к старому корпусу школы. В 1985-ом райисполком выделил нам средства на новый музей, который теперь находится на втором этаже «старшего» корпуса. Его экспонаты – это то, что находили и привозили в Александров наши ученики во время поисковых экспедиций.
- Всем известно, что в школе №14 усиленно занимаются поисковой работой, а почему именно у вас?
- Все началось с Михаила Григорьевича Романова. Он - основатель и первый директор школы, участник Великой Отечественной войны, «Почетный железнодорожник», отличник народного просвещения. Он учил будущего Героя Советского Союза Анатолия Перфильева, имя которого носит учебное заведение. Выпускник нашей школы работал в центральном архиве и нашел документы, согласно которым Анатолий Перфильев не погиб на Днепре в 1943 году, как считалось ранее, а после госпиталя вернулся в строй, участвовал в боях. Без вести он пропал со всем своим минометным взводом в марте 1944-го на территории Украинской ССР.
Школьный музей стал базовым в районе по военно-патриотическому воспитанию. В нем проходят встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, блокадниками, узниками концлагерей. Совместно с районной общественной организацией «Дети войны» в прошлом году была издана книга «Война глазами детей». В ней есть главы, написанные учениками нашей школы. У нас каждый класс получает поисковое задание. Дети обращаются за документами в архивы, записывают воспоминания родственников. Мы все это собираем, брошюруем. Именно в нашей школе появился первый в районе отряд Юнармии, сейчас в нем насчитывается почти 60 человек. В школе связь поколений никогда не прерывается. И здесь большую работу с ребятами проводит заместитель директора по воспитательной работе Елена Викторовна Еремина.
- Легко работать со своим педагогическим коллективом?
- Изумительно! Конечно, всем хочется зарплату побольше, как в Москве. Но у нас в Москву за все время моего директорствования из семидесяти человек коллектив покинули всего трое. Ушли вынужденно. Да, конечно, нагрузка у учителей сумасшедшая. Свои уроки, плюс внеурочка, плюс допобразование. Но они меня понимают, «скрипят», но делают. Кадров не хватает, «перекрываем» проблему своими силами. В этом году в коллектив влились свежие силы: уроки химии у нас теперь ведет кандидат наук из Москвы Людмила Владимировна Григорьева. Второй кандидат – замдиректора по учебно-воспитательной работе Светлана Сергеевна Ермолаева, которая ранее работала в управлении образования.
- По соседству со школой сейчас строится новый городской микрорайон «Видный». Учреждение находится от него в шаговой доступности. Как считаете, прирост населения микрорайона должен увеличить количество учеников школы №14?
- Конечно. Сейчас у нас обучаются 1188 учеников. И если добавится хотя бы один первый класс, то начальная школа будет работать в две смены. Сейчас в начальной школе 17 классов. В «старший блок» младшие классы не переведешь, им та же «взрослая» мебель не подойдет. Но какой поток пойдет из нового микрорайона, мы еще не знаем.
- Школа заслуженная, ей пошел уже девятый десяток. Что сейчас хотелось бы в ней изменить?
- Когда-то мы ее не до конца достроили. Подразумевалось, что рядом должен был быть бассейн. В 1987 году я подготовил документацию под него, но тут грянула перестройка… И деньги иссякли. Сейчас же мы «зажаты» со всех сторон жильем, многоквартирным и частным. Теперь даже новую современную спортивную площадку, которые сейчас стали появляться в Александровском районе, сделать не можем – на это не хватит земельного участка. Хотели бы, но пока это невозможно.
- Чем вам, как директору, приходится заниматься помимо хозяйственной деятельности?
- Да тут не в сказке сказать, не пером описать. Хозяйственная деятельность – это не главное в работе директора, поскольку у него есть заместитель по хозяйственной части. Много приходится делать по учебной и воспитательной работе. Свой рабочий день начинаю с пяти утра и заканчиваю в пять вечера. Как на фабрике Морозова - работаю по двенадцать часов. В школу хожу пешком из Черемушек, это занимает ровно 17 минут. Часто пропадаю здесь в отпусках.
- А на преподавание, наверное, времени уже не остается?
- Всегда преподавал математику, которую, что скрывать, очень люблю. Девять часов математики – это норма. Сейчас взял еще другой предмет, чтобы разгрузить учителя физики. Так что пришлось вспоминать и физику, с которой последний раз имел дело 35 лет назад.
- Что пожелаете своему коллективу в День учителя?
- Самое главное – чтобы у всех было здоровье. В наше ковидное время это очень важно (у нас, кстати, привито 89% коллектива). Каждое утро на входе встречаю учителей и говорю: «Спасибо, что пришли, не заболели». Да и за все им спасибо – за терпение, профессионализм, творческий поиск, любовь к детям. И дальше так держать!
Э. Егоров