ОТКЛЮЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
МЕНЮ

Роль святых равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла в развитии славянской письменности невозможно переоценить. При этом основной акцент делается на развитие культуры, но мало пишут о том, что без письменности невозможно создание и  развитие государства как такового. Первым царем, признавшим роль книг в формировании единого государства, стал Иван Грозный. Именно он придал печатанию книг государственное значение. Понимая недостаточное количество и качество переписываемых от руки богослужебных книг, особенно после присоединения Казанского и Астраханского ханств, он основал первые государственные печатни – в Москве, а после того, как она сгорела, - в Александровской слободе.

Что же, кроме Псалтири, «труды и тщанием мастера Андроника Тимофеева сына Невежи», было отпечатано в слободской штанбе? Научно установлено, что здесь был издан Часовник (сборник повседневных молитв). В собрании музея-заповедника «Александровская слобода» находится Часовник конца 1630 – начала 1640 гг. с вклеенным в него фрагментом издания 1577-1580 гг. Кроме этого, в библиографии известно всего 3 неполных экземпляра Часовника из Слободы. Они хранятся в ГИМ, РГБ и РНБ.

Как считает известный археограф М.В. Кукушкина, в Слободе был напечатан и Апостол (сборник текстов из Нового Завета). По ее мнению, среди переписанных книг из Соловецкого собрании ГПБ находится рукопись Апостола, переписанная с печатного слободского оригинала - «спреводу сслободскиа печати».

Как рассказала главный хранитель музея-заповедника «Александровская слобода» Е.В. Жилкина: «В слободской типографии было отпечатано также Евангелие. В каталогах книг XVI в. оно находится в разряде «Разыскиваемые», т.е. специалисты по старинным книгам считают, что Евангелие было издано, но пока в архивах не обнаружено».

Специалист по истории древнерусской и славянской книжности А.А. Турилов нашел сохранившуюся роспись книг церкви Ильи Пророка в Ярославле. «Здесь в числе Евангелий под № 2 значится: «Евангелие слободцкие печати, Распятие и евангелисты, и доска – все обложено серебром басемным». Согласно выстроенной ученым хронологии, в Александровской слободе сначала была напечатана Псалтирь (1577 г.), затем Евангелие (1577-1580 гг.), и последним изданием стал Часовник (1577-1580 гг.).

Начиная со времен Ивана Грозного, печатание книг является частью государственной политики, призванной воспитать достойных граждан страны. К сожалению, известны примеры даже из недавнего времени, когда в некоторых государствах книги бросались в костер. Но, как написал Генрих Гейне: «Там, где сжигают книги, в конце сжигают и людей».

 

А. Шуйский,

музей-заповедник «Александровская слобода»

 

© 2024 . .