ОТКЛЮЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
МЕНЮ

Л.В. Чурина – представительница уральской учительской династии, которая насчитывает уже более двухсот лет и родоначальницей которой стала прабабушка по отцовской линии, классная дама, владевшая французским языком. В роду  Лилии Владимировны было много учителей: дед – директор школы, отец –  преподаватель истории и директор школы, мать – учительница русского языка и литературы, младшая сестра – учитель, две тётушки – преподаватели, в других ответвлениях рода – учителя начальных классов.

Приехав из Новосибирска в столицу, Лилия по целевой программе поступила в Московский Ленинский педагогический институт на историко-филологический факультет. На последнем курсе вышла замуж за будущего учителя – Анатолия Чурина, которого распределили на работу в Брянскую  область. Получив диплом преподавателя истории, обществознания, литературы и русского языка, в сельскую школу, где  уже работал супруг, прибыла и Лилия Владимировна. Она вела русский и литературу, он – историю. Отработав положенные два года, приехали в Александров, на малую родину Анатолия Александровича, стали трудиться.

Л.В. Чурина сначала два месяца работала старшей пионервожатой в школе № 2,  затем освободилось место учителя истории. Через несколько лет она перешла школу № 1, где работала до ухода на заслуженный отдых. Успела поработать и в здании старой школы №1 (сейчас там находится медицинский колледж), а когда отстроили новое, педагогический коллектив перевели туда.

 

Множество грамот

Работала с удовольствием и интересом, достигала хороших результатов, о чём свидетельствует множество грамот:  за организацию лучшей поисковой работы, за научное руководство участников районного конкурса «Отечество», за высокое профессиональное мастерство и личный вклад в подготовку победителей и призёров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников, за победы классов, где она была классным руководителем, в различных мероприятиях и конкурсах.  Есть у учителя Чуриной особенная Почётная грамота  - «за терпение, стойкость, выносливость, мужество в обучении учеников» от выпускного 11 «В» класса (1999 год). В 2015  Л.В. Чуриной, как наставнику уровня «учитель – ученик»  выдан Сертификат РосНОУ за подготовку команды школьников к участию в региональном этапе многоуровневой интерактивной правовой игры «Правовые волонтёры».

В 1986 году Л.В. Чуриной вручена Почётная грамота Владимирского обкома КПСС, облисполкома, облсовпрофа, обкома ВЛКСМ «за достижение высоких показателей в социалистическом соревновании» с занесением на областную доску Почёта. В 1990  она награждена знаком «Заслуженный учитель школы РСФСР».

 

«Учитель – учителю»

Как наставник уровня «учитель – учителю», Лилия Владимировна многократно награждалась Почётными грамотами за организацию методической работы в школе и округе. Она возглавляла методическое объединение (МО) учителей истории и обществознания сначала города Александров,  потом и всего Александровского округа с 1971 по 2018 год -   целых 47 лет! Будучи руководителем методобъединения, заботилась о повышении теоретического уровня знаний учителей, чтобы они не отставали от новейших достижений не только в области методики, но и в области науки –  исторической, обществоведческой. Ведь одно только обществоведение (впоследствии стало называться обществознание) имеет пять модулей. Это философия, экономика, политика, право, социология. МО обязательно рассматривало теоретические вопросы, учителя делились опытом работы, многие самые важные проблемы решали совместно, создавали творческие группы по школам, которые рассматривали, например, тематическое планирование по какому-то курсу, потом докладывали. Обязательно один раз в год проводили семинары, каждый из которых готовила какая-либо школа, конкретный учитель. Это было интересно, важно, полезно. Например, учителю нужно  аттестоваться, и перед аттестацией  подводился итог его деятельности за определённый период. Л.В. Чурина и сама провела немало семинаров.

Учителя истории и обществознания участвовали в тематических конкурсах, проводимых в городе и районе. Им это нравилось, они получали грамоты, что тоже было важно для аттестации.

 

Интересно, важно, полезно

Сотрудничали с музеями. В последние годы  работы Л.В. Чурина организовывала деятельность МО на базе музея. Шли, например, в «Александровскую слободу», где сотрудники представляли учителям доклады по новым экспозициям, чтобы те знали, куда каких детей отвести, какие конкурсы для них  подготовлены. Потом музей начал разрабатывать музейные уроки -  какие методические приёмы в них применять, подсказывали педагоги.

Ездили в Москву на уроки профессионального мастерства. Специально выделялся методический день, и все учителя истории и обществознания слушали лекции «из первых уст» – человека, который составил учебник, учебное пособие, или методиста более высокого уровня. По мнению Лилии Владимировны, работа методобъединения была плодотворной.

Коллега Л.В. Чуриной, учитель истории школы № 1 М.В. Бычкова так говорит о ней: «Это ответственный человек, много знает, великолепно   формулирует мысль, даже трудный вопрос может разъяснить чётко и ясно. Настоящий  учитель, профессионал. Как человек, замечательный, благородный, выдержанный и с учениками, и с учителями».

Лилия Владимировна занесена в книгу «Учителя земли Владимирской». Сейчас она на заслуженном отдыхе. Династию продолжает дочь супругов Чуриных, которая работает преподавателем в Москве. Старшая внучка с золотой медалью окончила школу, затем МГПУ, владеет английским и французским, но учителем не работает. Младшая учится в МАИ. Но надежды на продолжение династии есть – будущие правнуки.

Т. Толстенко.

Фото автора

© 2024 . .