ОТКЛЮЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
МЕНЮ

По жанру издание можно отнести к автобиографическому краеведению. Всё повествование построено вокруг воспоминаний автора, так или иначе связанных с несуществующей церковью села Покров Александровского района. А. Попов был свидетелем разрушения церковной колокольни, написав об её кончине не менее трепетно, чем в своих дневниках писатель Михаил Пришвин об уничтожении колоколов Троице-Сергиевой лавры: «Колокольня шла к земле медленно, неохотно, как-то, видимо, сопротивляясь всем своим длинным, белым торсом падению. Но вот она, пройдя точку невозврата, начала стремительно заваливаться вниз. Через минуту округа дрогнула от удара, и в воздух поднялось известковое облако пыли. Все – и стар, и млад в деревне, словно подброшенные сотрясением земли, не сговариваясь, побросав дела, бросились к церкви. Колокольня при падении, как гигантская стрела, поломалась по частям...».

«Храм на Богоне» содержательно близок к ещё одному автобиографическому произведению – повести «Зелёная ветка мая» Марии Прилежаевой. Для александровцев, интересующихся историей родного города, это произведение стоит особняком от основного идеологически выверенного творчества М. Прилежаевой, поддерживающего «дело коммунистического воспитания молодёжи». В «Зелёной ветке мая» она рассказывает  о своей жизни в Александрове, о своих педагогах женской гимназии и обитателях Успенского монастыря, превращённого впоследствии в жилой городской квартал, известный как посёлок Заря.  У Александра Попова в «Храме на Богоне»  -  и учёба в здании бывшей церковно-приходской школы, и его первая учительница, не имевшая специального образования, и выразительный плакат «Религия - яд. Береги ребят!», и  одноклассники, приходившие из нескольких соседних деревень и посёлка Шушково, который был  образован из небольшого лагеря (в нём в послевоенные годы заключённые добывали торф для подмосковных электростанций).

В книге конкретные даты и факты из истории храма Покрова Пресвятой Богородицы Александр Попов умело переплетает с биографическими эпизодами жизни своей семьи. Крест с разрушенной колокольни отец автора, председательствующий в селе с 1950-го года, распорядился передать в  Александровский музей. Туда же был отправлен флаг, установленный в пробитой крыше колокольни в 1930-е годы другим председателем сельсовета Коловым под каламбур: Колов – гроза колоколов. А с «уполномоченным из области» отец ведёт аккуратно выстроенные беседы по поводу возможности признания Покровской церкви памятником архитектуры, как это сделали в Суздале, превращающемся в то время в туристический город-музей.

Приводится в книге и версия происхождения названия местной реки Богоны, которая на дореволюционных картах писалась как Богана – «…и (что особо хочется подчеркнуть) через дефис – Бога-на. То есть, вот он Бог кругом, в земной красе, тиши, благолепии. Бога – на! прими, впусти в сердце, растворись в его всеблагой любви!». 

Много в книге зафиксировано и бытовых деталей, малознакомых сегодняшней молодёжи, но ностальгически понятных поколению автора: продаваемое в трёхлитровых банках дешёвое вино «Солнцедар», использование для мытья крыльца речного песка, нагретая на печке телогрейка…

Внятный, уравновешенный стиль повествования, изобилующий краеведческой фактурой, делает книгу интересной для разных читателей: любопытствующих исследователей истории родного края, «почвенников», любителей «деревенской прозы» и мемуарного нон-фикшн.

Э. ЕГОРОВ.

© 2024 . .