ОТКЛЮЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
МЕНЮ

2 июля в России отмечается Праздник трезвенников и язвенников. «Родитель» этой памятной даты неизвестен, но отметить ее стоит хотя бы экскурсом в историю культуры пития.

Веселящие вина и настойки всегда являлись неотъемлемой частью различных застолий. Еще в XVI веке Иваном Грозным в слободском дворце устраивались пиры, на которых потчевали гостей винами заморскими и напитками русскими: пивом и медами сытными.

«В нашей коллекции есть несколько очень ценных разновидностей емкостей для вина. Это кумганы, в которых хранили напитки, а также чаши для угощения – кубки и чарки (богатый декор, различные формы). У нас есть чарки, принадлежавшие царице Марии Ильиничне Милославской, а также ее дочерям – царевнам Марфе и Феодосии. Из серебряных  чарок пили светлые меды, из золотых темные. Эксклюзивным можно назвать и кубок «Виноградный», – поделилась хранитель коллекций музея-заповедника «Александровская слобода» Вера Пасторова.

Угощали гостей и водкой. На Руси водка появилась еще в XIV веке. Торговали этим напитком генуэзские купцы. Продавали ее в стеклянных сосудах за высокую цену как «жизненную воду» – целительный бальзам. Рецепт изготовления держался в секрете. Весь свет считал, что этот напиток добывается с помощью философского камня».       

    

В XV веке продажа водки была вольная, но поскольку излишнее потребление ее причиняло разорение семействам, то это побуждало великих  князей ограничивать неумеренность пития. Однако царь Иван Васильевич построил в Москве на Балчуге для опричников кабак и дозволял им пить там сколько угодно. Двери в это заведение открывались и для простых людей, но лишь на Святую неделю и Рождество. А во всякое другое время за пьянство велел он сажать в тюрьму. Стоглавый собор 1551 г. запрещал пить водку, не только в кабаках, но даже дома.

Не раз обращается внимание на пьянство и питье спиртных напитков в Домострое. В  «Наставлении от отца сыну» было записано: «от хмельного питья откажись, ибо пьянство болезнь, и все люди послушно им заражаются. Здесь же можно прочесть в «Наказе женам о пьянстве и о хмельном питие»: «А у жены  никак, никогда и никоим образом хмельного питья бы не было, ни вина, ни меда, ни пива, ни угощений».

 При Петре I издаются «Показания к житейскому  обхождению», где указывалось о потреблении вина: «Первый не пей, будь воздержан. Когда тебе предложат, то бери сколько тебе потребно: пьют зелье крепкое из чарки маленькой, а слабее из той, что поболе. Не перепутай! Помни - алкоголь развязывает язык и связывает разум...».

«Изображение пьянства как большого зла отразилось и в художественных произведениях. На одной из литографий XIX в., хранящейся в фондах, изображено  древо зла, где показаны человеческие пороки, в основе которых лежит пьянство. На борьбу с пьянством направлена и сатира. В  одном еженедельном юмористическом журнале «Листок-Копейка» помещена карикатура на пьяницу с надписью: «Окончен буйный пир, настала тишина и мир», – рассказала хранитель коллекций музея-заповедника «Александровская слобода» Елена Жесткова.

А завершить экскурс хочется призывом поэта Саши Черного, который  в 1908 г. написал:

        «Мужичок, оставьте водку,

         Пейте чай и шоколад,

         Дума сделала находку;

         Водка - гибель, водка - яд»

 

Пресс-служба музея-заповедника

«Александровская слобода»

 

© 2025 . .