Одним из самых эффектных и обязательных элементов облачения «парадных служб», который порою изготавливался на уровне настоящего произведения искусства, издавна была фелонь (именно в русском языке этот предмет облачения часто используют в женском роде). Сам предмет представляет собой верхнее богослужебное одеяние без рукавов и символизирует одновременно хламиду, которую носил Спаситель в земной жизни, и багряницу, одетую на него во время суда у Пилата.
В музее-заповеднике «Александровская слобода» хранится более 40 действительно раритетных экземпляров XVI-XIX вв. Некоторые образцы не раз украшали выставки. «В России оплечья фелони стали делать твёрдыми и высокими, так что задний верхний край возвышается теперь над плечами. С XVI—XVII веков для пошива часто использовали тяжёлую парчу. Именно такие образцы есть у нас. Главной их особенностью является комплексный характер – в одном предмете встречаются несколько видов драгоценных тканей (до XVIII в. в основном привезенных из-за границы), обязательным было украшение – орнаментом или лицевым шитьем, драгоценными камнями и жемчугом, золотным и серебряным кружевом, галуном и тесьмой. Очень интересна фелонь, в которой соединены разновременные материалы: оплечье датируется XVI веком, а стан пошит из шелковой ткани типа «канаватка» XVIII в. Сцена Евхаристии, изображенная на вышивке, встречается довольно редко. Интересно, что оплечье с лицевым шитьем, вероятно, ранее представляло пелену, которая была вкладом в монастырь старицы Евфимии (в миру – княгини Нагаевой). А в целом эта фелонь – не только уникальный памятник русского шитья, но и источник по истории княжеского рода», - делится подробностями хранитель коллекций музея-заповедника «Александровская слобода» Ирина Короткова.
Надо сказать, что в связи с дороговизной тканей и желанием сохранить наиболее ценные, в мастерской при царском дворе занимались переделкой вещей. Получались изделия «второго кроя». Нередко это была богослужебная одежда. Как фелонь XVII в. из коллекции музея. Ее стан (основа) выполнен из итальянской парчовой ткани (гладкого аксамита) с пышным растительным орнаментом. Оплечье из вишневого бархата представляет собой законченный фрагмент вышивки золотными нитями с орнаментом в виде тюльпанов с отделкой плетеным западноевропейским кружевом. Фелонь была изготовлена в Царицыной мастерской палате Московского Кремля.
Есть в коллекции и совершенно уникальный памятник того же ряда – стихарь, сшитый сестрой Петра I Марфой Алексеевной, сосланной в Успенский девичий монастырь по делу «О стрельцах». Он сделан из французской парчи с узором в стиле «bizarre», где просматриваются восточные мотивы. Подобные ткани были универсальны – из них шили и модные платья, и церковное облачение, их использовали для интерьерного убранства. На оплечье – великолепное лицевое шитье с фигурами Деисусного ряда, а также аппликативное шитье с изображением жен-мироносец у гроба Господня. Можно предположить, что работу Марфа начала еще «в миру», а закончила уже инокиней.
Конечно, в коллекции Музея Ивана Грозного есть не менее красивые и редкие экземпляры, о которых мы еще расскажем. А быть может, и пригласим на выставку, ведь столь искусный труд русских мастериц, несомненно, заслуживает нашего восхищения!
Пресс-служба музея-заповедника
«Александровская слобода»