ОТКЛЮЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
МЕНЮ

В рамках XXIX Коршунковского сезона камерной музыки в литературно-художественном музее Анастасии и Марины Цветаевых прошёл концерт ансамбля старинной музыки «Ретроспектива»: Агафия Сердюкова (виолончель), Александр Шескин (виолончель) и Марина Белая (клавесин). В программе вечера звучала музыка композиторов эпохи барокко: И.С. Бах, Г.Ф. Гендель, Г.Ф. Телеман, Я.Г. Кляйн,  И. Фишер.

Ансамбль «Ретроспектива» заново открывает композиторов, делится красотой малоизвестных произведений и рассказывает слушателям о забытых страницах музыкальной истории. Все участники являются лауреатами многих всероссийский конкурсов и более пятнадцати лет музыканты давно сотрудничают с Цветаевским музеем, и александровский зритель всегда очень тепло их встречает.

Музыка барокко появилась в конце эпохи Возрождения и предшествовала музыке классицизма. В архитектуре и искусстве даже не профессионал с лёгкостью может определить предметы и строения той эпохи. Их отличает характерные и даже порой причудливые формы, пышность и динамика. Позднее слово «барокко» стало применяться и к музыке того времени. Яркими представителями жанра являются фуги Иоганна Себастьяна Баха, хор «Аллилуйя» из оратории «Мессия» Георга Фридриха Генделя и знаменитые «Времена года» Антонио Вивальди.

– На наших предыдущих встречах мы исполняли музыку Франции и Италии, а теперь переместимся в другую часть Европы. Сегодня прозвучит музыка Германии, Австрии и Голландии. Некоторые композиторы популярные и всемирно известные, другие известны меньше, но не менее интересные. Концерт начнётся с сонаты Георга Филиппа Телемана – одного из выдающихся композиторов того времени. Его музыка разноплановая, инструментальная и вокально-инструментальная, – рассказал Александр Шескин.

Г.Ф. Телеман (1681-1767) –  капельмейстер, блистательный виртуоз органист и клавесинист, модный и необыкновенно плодовитый композитор. К слову, Телеман сыграл важную роль в развитии немецкой оперы. Основной чертой его оперного творчества являлось стремление к музыкальной характеристике персонажей инструментальными средствами. В этом смысле он являлся непосредственным предшественником К.В. Глюка и В.А. Моцарта.

– Иоганн Себастьян Бах в представлении не нуждается. Огромное счастье, что он жил и творил. Композитор работал в различных жанрах и в каждом оставил огромный след. Одно из его известных и наиболее часто исполняемых произведений – шесть сюит для виолончели соло. Сюита – очень популярная в то время форма, это как бы была пьеса-прелюдия и танцы в определенной последовательности. Виолончелисты всего мира уже столетиями играют эти сюиты, – продолжает Александр Шескин.

– Сюита соль минор для клавесина соло Иоганна Фишера называется Терпсихора – в честь греческой музы танца. Обычно сюиты именуют по тональностям, а у этой программное название, что не типично для Фишера. Сюита состоит из пяти частей: вступительная и не танцевальная тастада, которая по настроению напоминает торжественное шествие; дальше идут традиционные  танцы – аллеманда, ригодон и жига, – рассказывает Марина Белая.

В завершение вечера Александр Шескин, выражая общее мнение ансамбля, сказал, что для них приезжать в Александров и выступать перед такой чуткой публикой всегда радостное событие.

Концерт подошёл к концу, но Коршунковский фестиваль только набирает обороты: с 26 марта по 11 апреля пройдёт не менее шести концертов. Следите за афишами.

А. КУЛЬКОВА

 

© 2024 . .