МУЗЫКА – ЭТО ИСКУССТВО ЭМОЦИЙ
Виктория Анатольевна Бакеева - преподаватель отдела фортепиано Александровской детской школы искусств имени В.В. Зубова, Заслуженный работник культуры РФ. За 45 лет работы в этом учебном заведении вырастила немало приемников, которые вернулись в стены родной школы или связали свою жизнь с музыкой в других городах. Педагогу и наставнику есть, чем гордиться: её нынешние ученики уже разучивают авторские произведения её же выпускников, ставших композиторами.
Виктория Анатольевна родилась в Печоре Коми СССР, где в Печорстрое трудился её отец. В городе была серьёзная музыкальная школа, в которой работали приехавшие подзаработать на Севере очень сильные педагоги:
- У нас маленький северный город - ни балетной студии, ни обилия кружков. Одна музыкальная школа, куда поступить было очень сложно. Сейчас дети достаточно легко попадают в музыкальную школу, а тогда надо было пройти через довольно трудный конкурс, потому что школа одна, а детей, желающих в ней учиться, много. Сейчас в ней широкий спектр направлений обучения, тогда же были только фортепиано и скрипка.
Когда для работников, отдавших много лет Северу, стали строить дома в центральной России, Виктория Анатольевна с родителями приехала в Александров. Здесь окончила последние два класса общеобразовательной школы. После поступила в Ивановское музыкальное училище, по окончанию которого год проработала в нём, потом еще один год в Печоре. С 1978 года работает в Александровской детской школе искусств, окончила Московский педагогический институт, рабочий стаж на одном месте 45 лет.
О себе Виктория Анатольевна говорит неохотно, но заметно оживляется, когда речь идёт о её выпускниках, с которыми она, не смотря на географическую удалённость, поддерживает дружеские отношения.
Её выпускница Елена Диденко работала в детских садиках как музыкальный работник, и вот уже много лет в Александровской детской школе искусств ведет РЭР (раннее эстетическое развитие), с широким спектром занятий: лепка, театр, хор, фортепиано. Виктория Анатольевна характеризует её как очень увлечённого педагога.
Александра Довлатян – педагог с высшим образованием, пианистка. Окончила Московский областной музыкальный колледж имени С.С. Прокофьева (г. Пушкино) как пианистка и как историк музыки (теоретик). Высшее образование получила в Москве. В Александровской школе искусств преподаёт сольфеджио и фортепиано.
Выпускницу Александру Вагину Виктория Анатольевна характеризует как талантливую и добросовестную ученицу. Окончив Владимирский областной колледж культуры и искусства, а затем музыкальное отделение ВлГУ, она также стала коллегой своего педагога.
Евгений Глухов после школы искусств в Александрове окончил Колледж ГМПИ им. М.М.Ипполитова-Иванова, затем институт, как пианист. Сейчас работает в Московской городской детской музыкальной школе имени И.О. Дунаевского концертмейстером. С первым своим педагогом-наставником связи не теряет, постоянно созванивается.
Татьяна Астафьева окончила Владимирский колледж по двум отделениям: фортепиано и теория музыки. А дальше (восклицательный знак) – композиторское отделение Московской консерватории. Она член Союза композиторов России и Союза московских композиторов. Автор произведений для симфонического, духового, струнного, народного оркестров, камерной, вокальной и детской музыки. Лауреат российских и международных конкурсов. Работает концертмейстером кафедры дирижирования Института военных дирижёров Военного Университета МО РФ, преподаёт композицию, музыкально-теоретические дисциплины и фортепиано. Одно из известных её произведений - «Баллада о Звездочёте» для симфонического оркестра, посвящённое космонавту Валерию Николаевичу Кубасову (между прочим, родственнику Татьяны Астафьевой). Работая в Москве, приезжает в Александров на конкурсы, как член жюри, проводит мастер-классы, оказывает методическую помощь своей родной школе искусств. Виктория Анатольевна говорит, что её выдающаяся ученица с трудом выкраивает время, но никогда не отказывается от приглашения «пожюрить»:
- У нас будет внутренний конкурс «Лучший пианист», на который педагоги выставляют по одному лучшему ученику из каждого класса. И поскольку она очень занятой человек, то мы подстроились под её график. На этом конкурсе моя нынешняя ученица будет играть авторское произведение Татьяны Астафьевой.
Матвей Ермачёв окончил с отличием и музыкальную школу в Александрове, и Московский областной музыкальный колледж имени С.С. Прокофьева в Пушкино по двум отделениям: теория музыки и фортепиано. А в Московскую консерваторию он поступил на факультет симфонического и хорового дирижирования (кафедра хорового дирижирования). В.А. Бакеева:
- Сейчас у него занятость по учёбе большая, а первые два года он после каждой сессии мне звонил, рассказывал на какие оценки сдал экзамены, прислал ролик, как дирижирует хором. Столько лет провела с ними, поэтому такие отношения – это норма. Матвей ко мне пришёл в четыре года, я даже поначалу не понимала, что он говорит, но его одарённость была заметна сразу.
У Софии Прусовой В.А. Бакеева вела сольфеджио, а фортепиано - Ирина Петрова Анохина. София поступила в Московскую консерваторию на отделение композиции:
- Само название «Московская консерватория» - это как Кембриджский университет, а, может, и повыше. И то, что они там блестяще учатся, очень радостно. Молодцы дети!
Мария Фомичёва в Александровской школе училась на двух отделениях: у Виктории Анатольевны на фортепиано, а у Ольги Михайловны Щербак – по классу вокала. Окончила Колледж музыкально-театрального искусства им.Г.П. Вишневской. Затем училась в Российском институте театрального искусства — ГИТИС в мастерской Г. Исаакяна по двум специальностям: «Артист музыкального театра» (2017) и «Режиссёр музыкального театра» (2022). Стажировалась под руководством Теодороса Терзопулоса в театре «Аттис» (Афины). С 2017 работает в Московском государственном академическом детском музыкальном театре им. Н.И. Сац. Преподаёт в мастерской Г. Исаакяна в ГИТИСе. Имеет награды: I премия Лаборатории режиссёров музыкального театра в рамках V фестиваля «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры» (2021, Москва) и I премия V Международного конкурса молодых оперных режиссёров «Нано-Опера» (2022, Москва).
Снежана Орлова окончила музыкальную школу и Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке (2016 г.). Сейчас работает преподавателем по классу сольного народного пения в отделении народного вокала «МГИМ имени А.Г. Шнитке» (структурное подразделение «ДМШ им. Ю.А. Шапорина»). Руководит ансамблем «Дуняша Folk», который состоит из её учениц. Имеет квалификацию: степень Магистр по направлению подготовки «Искусство народного пения». Часто выступает как член жюри различных конкурсов и как педагог в аттестационных комиссиях.
Семён Заборин после Александровской школы искусств окончил Владимирский колледж по двум отделениям: теория музыки и фортепиано. Поступил в Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Римского-Корсакова. Доцент, там же преподаёт. Параллельно учится на четвёртом курсе композиторского отделения этой же консерватории, уже является членом Союза композиторов Санкт-Петербурга. В ноябре 2022 года на сцене Кировского драматического театра состоялась премьера одноактного балета с фольклорными элементами «Дымковские сказания», где С. Заборин выступил как композитор. В.А. Бакеева говорит про него:
- Он не только выпускник, мы с ним дружим как два человека одной профессии, хотя Семён всё время подчеркивает, что он мой ученик. Это у него от природной интеллигентности, и недаром он поехал учиться в культурную столицу России.
Виктория Анатольевна обязательно хотела отметить ещё одного своего ученика Максима Филиппова, который не связал свою судьбу с музыкой, но стал частью «эпохи в педагогической жизни»:
- Максим Филиппов учился вместе с Александрой Довлатян и вместе с ней ездил на конкурсы. На одном из них Максим занимал первое место, на другом – Саша, потом наоборот. На международном конкурсе в Саратове он был лучшим. В течение восьми лет они ездили вместе. Максим был талантливым пианистом, занимался очень хорошо, великолепно смотрелся на сцене. Но после школы окончил Российский университет транспорта (МИИТ), сейчас завершает аспирантуру, и уже поработал в министерстве. Считаю, что если у педагога, будет хотя бы один такой Максим, то жизнь уже прожита не зря.
Каждый ученик, связывающий свою жизнь с музыкой, индивидуален, обладает неповторимыми чертами как внешне, так и внутренне. Как же подбирает к ним свой «ключик» педагог? В.А. Бакеева:
- Они все разные. Бывает, ленятся, бывает, что у них волнообразное настроение - хочу, не хочу. А музыка – это искусство эмоций. Если нет доверительных отношений с учеником и его родителями, ты не знаешь, кто твой ученик. Работа музыкального педагога схожа с работой спортивного тренера: если он растворяется в воспитаннике, значит, есть шанс. Если работает только «по верхам», то ученик, в лучшем случае, уходит к другому тренеру или педагогу. Процесс «притирки» обоюдный. И не сразу налаживаются контакты, иногда проходит какое-то время. Я смотрю, что это за человек, они смотрят, что я из себя представляю. У меня вторая специальность – психолог, окончила Санкт-Петербургскую академию предпринимательства и менеджмента (отделение психологии). Не собиралась никогда становиться психологом, а получила специальность, чтобы это образование помогало мне в общении с детьми. Не пожалела ни секунды. Никакое образование не мешает, всё идёт на пользу.
При плотном графике занятий, остаётся ли время на то, чтобы послушать музыку и есть ли любимые исполнители? В.А. Бакеева:
- Их много. В нашей стране фортепианная школа лучшая в мире. Это все великие пианисты планетарного масштаба: Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер, Виктор Мержанов… Много молодых талантов, и не только среди пианистов. Пианист не может слушать только пианистов. Я люблю слушать вокалистов и симфонические оркестры. Слушаю на дисках (как многие сейчас), обычно, когда убираюсь, чтобы совместить приятное с полезным.
А на вопрос о любимом композиторе Виктория Анатольевна Бакеева ответила так:
- Очень люблю Иоганна Себастьяна Баха, ему 21 марта исполнилось 338 лет со дня рождения. Это была совершенно другая эпоха. Мы же абсолютно другие, воспитаны на романтической музыке, у нас другое восприятие. Ведь когда творил Бах, были клавесины и клавикорды – совершенно другие инструменты, ничего общего с фортепиано. Во времена Баха не было концертных залов: пришли к кому-то, помузицировали, король пригласил, с ним поиграли. И когда век барокко заканчивался, там произошла демократизация искусства, и потребовались концертные залы. Мягкий клавикорд – это не концертный инструмент, и он вместе с клавесином ушли в небытие. Величие Баха открыли только почти через сто лет. Хотя он не написал для фортепиано ни одной ноты, потому что не было такого инструмента. Инструмент эволюционировал: фортепиано Моцарта уже не инструмент Гайдна. А Бетховен разбивал в щепки клавесины и клавикорды моцартовские, потому что там была такая мощь, которая потребовала появления чугунной рамы. История музыки и сама музыка - это всё чрезвычайно интересно.
Э. ЕГОРОВ.
Фото их архива респондента.
На фото (справа налево):
- Максим Филиппов, Александра Вагинова, Александра Довлатян, В.А. Бакеева, Матвей Ермачёв, Татьяна Астафьева, Семён Заборин.
- Александра Довлатян, Матвей Ермачёв, Семён Заборин, Александра Вагинова.